Золотые ворота. Едикуле (Yedikule) и Золотые Ворота (Porta Aurea) в Стамбуле (Constantinopolis) - Иллеттература — LiveJournal Золотые ворота константинополя

25.03.2024 Шенген

один из устойчивых символических топонимов в восточнохрист. традиции, отождествляющий сакральное пространство города с прообразом Царьграда (K-поля). З. в. называли парадные ворота, открывавшиеся на главную улицу. В рим. топонимике название Porta Aurea обозначало триумфальные арки или главные городские ворота (известны в Агригенте, Беневенте, Пестуме, Пуле, Равенне). Во дворце имп. Диоклетиана в Спалате (ныне Сплит, Хорватия, кон. III - нач. IV в.) ворота именовались по металлам - «Золотые», «Серебряные», «Бронзовые» и «Железные». З. в. упомянуты в «Mirabillа Urbis Romae» как одни из 3 ворот Рима в Трастевере. В христ. время в продолжение традиции З. в. вслед за К-полем были возведены в Фессалонике (как и в К-поле, они открыты на запад и стоят на Виа Эгнатия), в Киеве и во Владимире. Топоним «З. в.» известен в Иерусалиме, но там его история, так же как история обозначаемого им реального сооружения, менее изучена.

Образ З. в. как священного символа нерушимости христ. города нашел отражение на Руси в ряде средневек. легенд (о том, что киевский богатырь Михайлик унес З. в. из Киева в Царьград; об ударах по З. в. польск. кн. Болеслава Храброго и хана Боняка; об угрозе болг. хана Крума вонзить копье в З. в. К-поля и др.). Небесную защиту города символизировали храмы, размещенные над проездами З. в.: в Киеве - в честь Благовещения Пресв. Богородицы, во Владимире - в честь Положения ризы Пресв. Богородицы во Влахерне (на Руси эта традиция неразрывно связана с З. в. и позже трансформировалась в устроение надвратной церкви на cв. воротах мон-ря).

Типология З. в. как парадного триумфального въезда включала его размещение на главной улице города, к-рая вела к площади, где располагался дворец правителя, епископский комплекс или городской собор. Меса в К-поле выводила на пл. Августеон, к имп. дворцу и храму Cв. Софии. В копировавшем визант. модель Киеве от З. в. открывался путь к «великому двору Ярослава», к великокняжеским церквам вмч. Георгия и вмц. Ирины (?) и к митрополичьему двору с собором Св. Софии.

Константинополь

Архетипические для христ. традиции З. в.- зап. приморские ворота К-поля (греч. Χρυσᾶι Πύλαι; лат. Porta Aurea; тур. Altnkap или Yldzlkap). В К-поле в отличие от Рима не было одной триумфальной дороги, древнейшая шла не так близко к берегу, как новый отрезок Виа Эгнатия (с 333). Новая дорога проходила через «Константиновы» З. в., которые единственный раз (причем впервые) названы Porta Aurea в византийских перечнях К-польских кафедр (Darrouz è s. Notitia. P. 425); позже упоминались редко и под иными именами. Их украшали статуи (в т. ч. имп. Константина и Аттала), рухнувшие при землетрясении 740 г. От ворот вели улицы, украшенные скульптурой, колоннами со статуями, арками и т. п., к-рые перестали воздвигать с нач. VII в., хотя триумфы или близкие к ним церемонии проводились до ХII в. Единственное описание старых З. в. относится к нач. XV в.: Мануил Хрисолор пишет о больших полированных мраморных блоках и о циклопической кладке, об очень широком проеме и о венчании в форме стои. Известен схематический рисунок этих ворот как отдельно стоящего тетрапилона. В стене эпохи имп. Константина напротив З. в. имелись и сами городские ворота; их византийское название ῾Εξακιóνιον (6-колонные) напоминает о З. в. дворца имп. Диоклетиана в Сплите, верхний этаж к-рых украшен по наружному фасаду колоннами и нишами. Старые З. в. сохранялись, невзирая на быстрое разрушение древней стены, и пережили землетрясение 1509 г., хотя утратили верх и стали известны как Исакапы («Иисусовы ворота», т. к. в поздневизант. период на них имелась фреска с Распятием; сами ворота служили погребальной часовней).

В новых стенах, возведенных в эпоху имп. Феодосия II (ок. 412; M ü ller-Wiener. 1977. S. 297), были созданы З. в. сложного плана. Они отстояли от линии прежних стен примерно на 1,8 км; поскольку новая дорога лежала ближе к берегу моря, оси старых и новых ворот не совпали и прямой связи между ними не было. Перед воротами находился мощеный двор, фланкированный 2 мощными (17×18,3 м в основании) башнями-пилонами, сильно выдвинутыми относительно линии стен; в глубине стояли ворота с 3 арками. Сохранившаяся до нашего времени центральная часть ворот фланкирована 2 античными (вторично использованными) мраморными колоннами, увенчанными капителями эпохи имп. Феодосия II. Они поддерживают центральную арку. Ворота могла венчать аркада на сдвоенных колонках. По обеим сторонам входа на отрезках стен порядовой кирпичной кладки сохранились линии мраморных обрамлений, поставленных через неравные интервалы; резьба их карнизов датируется не ранее VI в. Это фрагменты обрамлений утраченных рельефов классического и ранневизант. периода, к-рые найдены при археологических раскопках. Створки ворот были позолоченными. З. в. К-поля венчались квадригой слонов (как и Триумфальная арка в Риме) с крылатыми символами победы по сторонам; также на них была установлена статуя имп. Феодосия (обрушилась при землетрясении 740 г.). Не только размер, но и материал - светлый мрамор -выделял З. в. из общей системы кирпичных оборонительных стен.

Рельефные композиции парадного, внешнего фасада не сохранились, но многократно описаны путешественниками (Мануил Хрисолор, 1411; Пьер Жилль , 1544-1550 и др.). Жилль пишет о 6 рельефах на каждой стороне, размещенных в 2 яруса, с вакхическими и героическими фигурными сценами. На рис. Франческо Скареллы (1685) «Семибашенный замок» З. в. показаны примерно вдвое большей высоты, чем в настоящее время, с рельефами в 4 ряда по сторонам входа; вероятно, они имелись и над воротами. Разные по масштабу рельефы (нек-рые натуралистичны, что нетипично для мифологических и жанровых сцен) явно взяты из роскошных вилл или языческих храмов и соединены с менее масштабными композициями визант. времени. В составе декора отмечают аллегорию победы (Виктория с короной в руке). Рельефы З. в. привлекали внимание европейцев в XVII в. (в 20-х гг. XVII в. их неудачно пытались снять и вывезти в Англию). В связи с этими попытками записаны рассказы о суевериях, существовавших в городе, согласно к-рым неприкосновенность столицы и самой Турции мистически связана с нерушимостью З. в. и их рельефов.

В целом «пропилеи» З. в. представляли огромное, высотой более 12 м, эффектное сооружение, в общих чертах похожее на рим. триумфальную арку. Б. Майер-Плате, A. M. Шнайдер, а за ними В. Мюллер-Винер и С. Бассетт относят последние перестройки ворот к правлению Иоанна VI Кантакузина (1347-1354) и к 1389-1390 гг., когда о работах на З. в. сообщают источники. К последней из перестроек исследователи относят украшение фасадов описанными выше античными рельефами I-II вв. Но, по мнению С. Манго, в источниках речь могла идти о переделке внутренних ворот; технически тщательное исполнение архитектурных деталей внешней линии заставляет отнести ее к средневизант. периоду. Создание композиции Манго датирует IX-X вв., связывая с одним из последних случаев празднования триумфа (после завоевания Киликии в 965, откуда (из Тарса и Мопсуестии) Никифор Фока мог вывезти эти мраморные трофеи).

После сооружения Мехмедом II Завоевателем внутри города (за З. в.) Семибашенного замка (1457-1458) проемы ворот были заложены.

Иерусалим

Далеко не очевидна связь с восточнохрист. кругом памятников вост. (самых старых, больших и декорированных из сохранившихся) ворот средневек. Иерусалима. Они стоят на линии вост. стены храма Ирода Великого с небольшим сдвигом от центра к северу. Это 2-башенные ворота с 2 куполами на барабанах (по мнению Д. Прингла, помещения под куполами в эпоху крестоносцев использовали как часовни). От них начинался кратчайший путь на Елеонскую гору. Два смежных арочных проема ворот (единственный случай в Иерусалиме) были окончательно заложены камнем в ходе обновления старых стен турками (1539-1542). Вход во внутренние помещения ведет с запада, изнутри города, через особый, привратный, вестибюль (IV-V вв. по Р. Х.?; ныне в нем молитвенный зал и комнаты для изучения Корана), колонны в к-ром - из сполий эпохи Второго храма. Двойной проем украшен арками с широкими опорными колоннами. Ворота упомянуты как перестроенные в «Путешествии в Палестину» Эвлия Челеби, где названы «Железные» (кроме восточных из ворот позднесредневек. Иерусалима заложены ворота Хульды, а также малые проемы на надземных уровнях вдоль юж. части вост. стены).

Нынешние 2-башенные ворота относят к ранневизант. эпохе, включая в строительную программу Юстиниана I 20-х гг. VI в., или ко времени Омейядов (совр. авторы Дж. Мёрфи-О"Коннор, Д. Прингл, А. Боас), т. е. к периоду «восстановления» частей храма халифом Абд аль-Маликом (685-705); есть и промежуточная версия - ок. 640 г. по Р. Х. (т. е. в конце правления византийцев или при араб. правлении). В раннеисламское время воротами если и пользовались, то редко; с VIII в. их могли закрыть полностью, т. к. доступ в Харам аш-Шариф («Священный двор») был неверным воспрещен.

Восточные ворота архитектурно выделяются 2-аркадной композицией и декором, очевидно восходящим к декору Двойных ворот храма; и то и другое повлияло на оформление романского 2-башенного портала Гроба Господня храма .

За воротами вдоль дороги, по к-рой проходили процессии в дни Вербного воскресенья и Воздвижения Креста, еще в XIX в. К. Шиком открыты многочисленные однотипные погребения в каменных склепах, без вещей, с обычной для христиан ориентировкой - кладбище крестоносцев, встретивших смерть в Иерусалиме в XII в. Небольшие раскопки 1971-1972 гг., проведенные в воротах, открыли на глубине 2,5 м арку с пролетом, примерно равным 2 нынешним аркам. Точно датировать ее невозможно, но библеисты (У. Г. Маре и др.) относят ее к эпохе царя Ирода (и даже ранее, ко временам храма Соломона), отождествляя с зап. воротами Второго храма, т. е. с Красными воротами в Деяниях св. апостолов. Л. Ритмайер, совр. исследователь Храмовой горы эпохи царя Ирода, допускал, что более древние ворота существуют, но на своих реконструкциях до 2007 г. их не показывал.

Полемика по поводу появления, назначения и символики заложенных вост. ворот Иерусалима основана на религ. традиции и письменных источниках. Название ворот «Золотые» (Aurea) не прослеживается ранее VII в. Оно появилось в христ. лит-ре и получило широкое распространение в эпоху крестоносцев. Происхождение названия может быть связано с греч. прилагательным «horaia» (красные), воспринятым зап. паломниками по созвучию как «aurea». З. в. встречаются и на картах крестоносцев, к-рые называли их также воротами Милости. В эпоху правления крестоносцев ворота открывали в Вербное воскресенье, когда в город через них входила процессия пальмоносцев во главе с патриархом, прошедшая предварительно долиной Иосафата (туда она попадала накануне через Иосафатские ворота). Вторично их открывали для процессии в день Возвращения Животворящего Креста (14 сент.). Проемы ворот были тогда закрыты деревянными дверьми, обитыми железом; гвозди, куски дерева и жести от обивки служили евлогией. З. в. Иерусалима стали считать местом встречи праведных Иоакима и Анны.

Сведения о вост. воротах храма (в данном случае Старого города Иерусалима) до кон. VI в. носят смутный характер. Их существование даже в эпоху Второго храма сомнительно. Иосиф Флавий, описывая вост. (т. н. Соломонову) колоннаду, не упомянул о воротах в вост. части храмовой платформы. Еще меньше оснований связывать реальные вост. ворота с упомянутыми в пророчестве Иезекииля (Иез 44) символическими воротами. Согласно Деяниям св. апостолов (Деян 3. 2; ср.: Деян 3. 10), ап. Петр исцелил хромого, который ежедневно сидел «при дверях храма, называемых Красными»; этот текст можно трактовать применительно не к воротам в опорной стене храмового участка, а к дверям атриума самого храма. То же можно сказать о Шушан - вост. воротах храма, упоминаемых в Мишне,- как о месте совершения обряда принесения в жертву рыжей телицы (Middoth 1. 3; Числ 19. 1-10).

В ранневизант. период вост. ворота города достоверные источники тоже не выделяют: ранние христиане полагали иудейский храм нечистым местом, его участок использовали как свалку и каменоломни; здесь не проходило дорог и улиц, не было ни одного св. места. В Итинерарии паломника Феодосия (до 518) указано, что в Вербное воскресенье Спаситель вошел в Иерусалим через ворота Вениаминовы (др. названия: св. Стефана, Львиные). Если имп. Ираклий в 629 или 631 г. входил в город через вост. ворота, значит, они существовали ранее и именно их мог отреставрировать еп. Модест для встречи Животворящего Креста, похищенного персами в 614 г. и возвращенного имп. Ираклием; их же мог видеть в 570 г. пилигрим из Пьяченцы, отметивший, что сев. ворота Иерусалима расположены вблизи от Красных ворот, принадлежавших к храму, чьи порог и антаблемент сохранялись, но он не связывал эти ворота с воротами, о к-рых говорится в Деяниях св. апостолов (это снимает предположение, что ныне существующие вост. ворота города построила имп. Евдокия в сер. V в., чтобы отметить место чудотворения).

Постоянно закрытые восточные ворота города в конце средних веков послужили основанием для множества теологических толкований в христианстве, иудаизме и исламе. Полагали, что именно через эти ворота входил в Иерусалим Иисус Христос в Вербное воскресенье и что в них встречали имп. Ираклия в VII в. Закладку ворот по приказу турок объясняли стремлением мусульман сделать невозможными повторный захват Иерусалима христианами (францисканец Э. Хорн) и Второе пришествие Христа. В одном из рассказов, связанном с З. в. и ранее других (ок. 830) зафиксированном христ. лит-рой, но ставшем популярным лишь при крестоносцах, описано, как имп. Ираклий, явившись к воротам в парадных, великолепных одеяниях, внезапно увидел, как их камни сомкнулись и образовали сплошную стену, а когда он сменил одежды на будничные, перед ним раскрылся проход.

В иудейской традиции вост. ворота - место Божия проникновения, они вновь откроются, когда явится Мессия (Иез 44. 1-3), до этого ворота должны остаться в неприкосновенности. Закладку ворот иудеи объясняли и желанием мусульман воспрепятствовать чаемому явлению (так же как устройство евр. кладбища прямо перед воротами - считалось, что предтеча Мессии коген Илья (Элияху) не сможет миновать некрополь). Иудеи также обращались в сторону этих ворот и молились перед ними как перед самым доступным для них местом храма. Отсюда название «Ворота милости» (Шаар-ха-Рахамим - врата вечной жизни, врата спасения). Арабы называют так юж. проем, северный - «Ворота раскаяния» или «Судные» (Шаар-Тешува), т. к. полагают, что через них Судия войдет для последнего Суда. Названия «Красивые» (Красные) и «Золотые» употребляли в основном христиане. Согласно исламским поверьям, внутри ворот помещаются 2 массивных пилона, принесенные царицей Савской и царем Соломоном.

Русь

Черты сакральной топографии Киева или К-поля были воспроизведены и во Владимире, где главные, парадные городские ворота также были встроены в среднюю часть зап. фаса деревянно-земляных укреплений и названы «Золотые». Они построены в кон. 50-х - нач. 60-х гг. XII в.; надвратная ц. в честь Положения ризы Пресв. Богородицы освящена в 1164 г. Основа конструкции - 2 параллельные стенки, соединенные коробовым сводом на арках и укрепленные снаружи арочными контрфорсами, к к-рым примыкали конструкции вала; высота проема ворот ок. 14 м, ширина ок. 5 м. Кладка из известняка и туфа. В глубине проезда пара лопаток соединялась арочной перемычкой - здесь крепились полотнища ворот. Над аркой лежал уровень боевого настила из балок, на к-рый выводила дверь в юж. пилоне; дверь открывалась на внутристенную лестницу - по ней поднимались на верхнюю площадку ворот. В ее центре стояла надвратная 3-апсидная 4-столпная церковь с крещатыми столбами, одноглавая, с 2-уступчатыми лопатками по фасаду. Перед воротами проходил глубокий ров. Вероятно участие в строительстве мастеров из Галича, ранее построивших церкви в Кидекше и Переславле-Залесском. В 1795 г. ворота были полностью перестроены с добавлением круглых угловых башен. Интерес представляют многочисленные древние граффити в проеме и на уровне настила ворот: кресты, поминальные и молитвенные надписи.

Лит.: Strzygowski J. Das Goldene Thor in Konstantinopel // Jb. des Kaizerlich Deutsch. Archäol. Inst. B., 1893. Bd. 8. S. 1-39; Macridy Th., Casson S. Excavations at the Golden Gate, Constantinople // Archaeologia. L., 1931. Vol. 81. P. 63-86; Meyer-Plath B., Schneider A. M. Die Landmauer von Konstantinopel. B., 1943; Воронин Н. Н. Зодчество Сев.-Вост. Руси. М., 1961. Т. 1. С. 128-148; Маслов В. М. К истории строительства Золотых Ворот во Владимире // Средневек. Русь. М., 1976. С. 201-203; M ü ller-Wiener W. Bildlexikon zur Topographie Istanbuls: Byzantion, Konstantinupolis, Istanbul bis zum Beginn des 17. Jh. Tüb., 1977. S. 297-299; Wheeler M. The Golden Gate of Constantine // Archaeology in the Levant: Essays for K. Kenion. Warminster, 1978. P. 238-241; Раппопорт П. А. Зодчество Др. Руси. Л., 1986. С. 56, 104-105; Mare W. H. The Archaeology of the Jerusalem Area. Grand Rapids (Mich.), 1987; Murphy-O"Connor J. The Holy Land. Oxf., 1998 4. Р. 93-94; Mango C. The Triumphal Way of Constantinople and the Golden Gate // DOP. 2000. Vol. 54. P. 173-186; Boas A. J. Jerusalem in the Time of Crusades. L.; N. Y., 2001; Тимофеева Т. П. Золотые ворота во Владимире. М., 2002; Bassett S. The Urban Image of Antigue Constantinople. Camb., 2004; Ричка В. М. Киïв - другий Єрусалим: З iсторiï полiтичноï думки та iдеологiï середньовiчноï Русi. К., 2005. С. 103-121.

Л. А. Беляев

Загадочной представляется ориентация на запад главных ворот — Золотых. Какая из дорог потребовала их сооружения с этой стороны? Уж конечно, не московская дорога, не Москва, едва затеплившаяся в недрах Залесской земли, повернули к себе их царственный лик.

Может быть, Киев и его «город Ярослава» с юго-западными Золотыми воротами послужил образцом западной — княжеской — трети вновь созидаемого города? В самом деле, владимирским Золотым воротам предшествовали киевские, а тем — константинопольские, иерусалимские…. Для средневекового градостроительства следование образцу было неизбежно — так в Константинополе — столице Византии, круг архитектурных символов складывался с ориентацией на расположение святых мест в Иерусалиме. Однако в «иерусалимской топонимике» Константинополя совершенно не было стремления воспроизвести реальную топографию Святой земли. Не заметно такого стремления и в Древней Руси. Земного Иерусалима с его Золотыми воротами, Голгофой и храмом Гроба Господня, Гефсиманским садом и ручьем Кедрон, Елеонской горой и другими географическими реалиями могли и не видеть воочию строители Киева, Владимира и многих других христианских городов. Однако сокровенная связь этих городов с ветхозаветными описаниями святого града, Крестным путем Спасителя и пророческим видением Иоанна Богослова явственно проступает в средневековой топографии и топонимике.

В Иерусалиме Золотыми назывались одни из четырех главных ворот: от них начиналась на востоке центральная улица города-крепости, воссозданного после Первой римско-иудейской войны. Через них Христос в день Вербного Воскресенья под возгласы «Осана» вошел в Иерусалим. До завоевания Иерусалима турками восточные Золотые ворота открывались единственный раз в год — на праздник Входа Господня в Иерусалим для торжественного входа патриарха со множеством народа.

До сих пор посредине здания заметна двойная арка с обильным орнаментом. В XVI арочный проем был заложен по приказу турецкого султана, поскольку среди христиан, а также среди иудеев и мусульман Золотые ворота Иерусалима считались открытыми только для Господа, и никто другой не должен был ходить ими.

Именно эти ворота отождествлялись с пророчеством Иезекииля: «Ворота эти будут затворены, не отворятся, и никакой человек не войдет ими. Ибо Господь, Бог Израилев, вошел ими, и они будут затворены» (Иез. LXIX, 2).

Золотые ворота Константинополя-Царьграда тоже незримо присутствуют в образе владимирских и киевских Золотых ворот. Построил царьградские ворота в первой половине V в. император Феодосий Великий в память победы над тираном Максимом как главные ворота вновь созданной им крепости. Золотые ворота Константинополя представляли собой величественное сооружение из пестрого с зеленоватыми прожилками мрамора в виде трехпролетной арки с фризом, украшенным барельефами, изображающими подвиги Геракла, Прометея и других героев. Над триумфальной аркой помещалась надпись «Haec Ioca Theodosius decorat post fata tyranne. Aura saecta gerit qui portam construit auro» — «Сии места Феодосий украсил после поражения тирана, золотые украшения принятия тому, кто ворота устроил золотом»

Иллюстрация Золотые ворота Константинополя (реконуструкция): а — наружный фасад, б — поперечный разрез, в — план, г — наружный фасад в 450 г.

От Золотых ворот на западе начиналась центральная улица — Меси, параллельная берегу Мрамарного моря. Ворота эти служили исключительно для торжественных триумфальных императорских процессий. Их название отражало, очевидно, не только имперскую роскошь и величие земной власти, но и надмирное сияние христианства. Всю полифоничность и символическую многозначность Иерусалимских и Константинопольских Золотых ворот, восприняли в Древней Руси — Ярослав Мудрый в Киев, Андрей Боголюбский во Владимире. Именно Золотые ворота стали основными градостроительно-архитектурным символом подобия Иерусалиму и Константинополю.

Киевские Золотые ворота представляли собой крепостную башню с арочным пролетом, встроенную в систему бревенчатных стен-городен. Ширина проезда составляла 6,4 метра. Стены внутри проезда членились пилястрами, которые на высоте 10 метров завешнались арками с коробовыми сводами перекрытия. Три центральные арки свода поднимались несколько выше, что вероятно, объяснялось желанием возвысить надвратную церковь над боевой площадкой, расположенной перед ней. Внутри проезда на высоте 5 метров могла помещаться еще одна площадка-настил. Золотые ворота в Киеве сохранились лишь в руинах, и в их конструкции остается много неясного. Тем не менее, здание реконструировано в 1981-1982 году по проекту Е.В. Лопушинской. В отличие от Золотых ворот Константинополя и Иерусалима, киевские Золотые ворота венчались надвратной церковью во имя Благовещения. Вероятно, это был небольшой четырехстолпный храм так называемого крестово-купольного типа из кирпеича-плинфы с профилированными пилястрами и зубчатым орнаментом. В сводах для облегчения конструкции были вмурованы голосники, а интерьер украшали фрески и мозаика. Посвящение надвратной церкви богородичному празднику Благовещения — Благой вести, принесенной Марии архангелом Гавриилом, означало благословение, милость и заступничество для крепости и всего города. Киевский митрополит Иларион так выразил это в своем «Слове о законе и благодати»: «Да еже целование Архангел даст девици, будет и граду сему. К оной бо: «Радуйся, обрадованная, Господь с Тобою». К граду же: «Радуйся, благоверный граде, Господь с тобою».

Ансамбль «города Ярослава» в Киеве — Золотые ворота, Софийский собор, монастыри — Георгиевский, Ирининский, Лазаревский и четвертый неизвестный (Екатерининский?), равноудаленные от Лобного места с крестом, как бы переносят в Киевскую Русь священные образцы Константинополя и Иерусалима.

Эпитет «Золотые» далеко не исчерпывается, очевидно, действительным наличием золоченых створ, купола и других украшений как знака роскоши и власти. В христианской культуре золоту придавалась богатая сакральная метафоричность, вслед за Византией воспринятая и в Древней Руси. Золото являло образ света, и таинственный золотой фон иконы скрывал в себе блистание и свет горнего мира, ибо «Бог есть свет, и нет в нем никакой тьмы» (I Ин. I, 5).

Золотое сияние лучше всего выражало ветхозаветное понятие «Славы Господней». Золото сочетает в себе и тяжелое блистание, и светлую прозрачность. Небесный Иерусалим именно таким и открылся Иоанну Богослову: «Город был чистое золото, подобен чистому стеклу» (Откр. XXI, 1 8). Золото - не просто свет, но свет солнца, а солнце еще в Ветхом Завете выступало синонимом высшей правды: «…взойдет солнце правды» (Малах. IV, 2 - это пророчество осуществилось с пришествием Христа). Золото также эмблема царского достоинства: ведь среди своих подарков новорожденному Спасителю волхвы принесли и золото - как царю. Далее золото стало в христианстве и символом чистоты, нетления и целомудрия, поэтому чистое золото способно символизировать и Деву Марию. Еще одна важная для христианства способность золота - близость к огненной среде, а огонь очищения содержится в таинстве покаяния, в исповедничестве, поэтому золото - еще и эмблема мученичества. В той или иной степени такое отношение к качествам золота усвоила и Древняя Русь.

Удачное географическое и стратегическое расположение способствовало бурному развитию торговли и процветанию Константинополя. Но чем богаче становился город, тем чаще он подвергался нападениям врагов.

Император Константин Великий окружил новую столицу мощными крепостными стенами - сухопутными от Мраморного моря до Золотого Рога на западе и морскими вдоль всего побережья. Но город быстро рос и вскоре разросся далеко за пределы сухопутной стены Константина.
Надо было укрепить уязвимый западный участок стен.

При императоре Феодосии ll для защиты Константинополя от варваров были воздвигнуты новые стены длиной 5630 метров. Строительство продолжалось под руководством префекта Амфимия с 408 по 413 год. Стены были более 9 м в высоту, 5 в толщину и имели 96 башен. Чередовали каменную кладку с кирпичной, поглощающей небольшие землетрясения. Но в 447 году произошла серия землетрясений, в результате которых 57 башен были разрушены, стены сильно повреждены. Город остался без защиты и войска варваров направились к Константинополю.

Император Феодосий призвал жителей на строительные работы. У византийцев были считанные недели на восстановление того, что возводилось годами. И они справились, стены превратились в тройную линию укреплений: огромный ров шириной 20 метров и глубиной 10 метров, за ним наружная стена высотой 3 м и толщиной 2 м. Последней, самой мощной была полностью восстановленная внутренняя стена с 96 20-метровыми башнями.

Тысячу лет Стены спасали Константинополь от врагов.



Начинаются стены у Мраморного моря.
И первой у моря стоит Мраморная башня:

Башня - наиболее поздняя часть стен, ей всего лишь 600 лет. В этом месте сухопутные стены соединялись с морскими и находилась императорская пристань.
Рядом проходит прибрежное шоссе и железная дорога, отделяющие Мраморную башню от Феодосиевых стен.

Нижняя часть башни выложена мраморными плитами, откуда и название.
Башня реставрировалась, но землетрясения опять привели ее к почти первозданному виду.

В византийские времена в стенах Феодосия было 10 ворот - 5 военных и 5 для мирного времени. В мирное время военные ворота всегда были закрыты. К гражданским воротам вели деревянные мосты через ров, наполненный водой. Самые известные - Золотые ворота для триумфальных шествий императоров Византии .
Кроме ворот в стенах имелось множество калиток.
В турецкие времена в растущем Стамбуле прокладывались новые дороги, для которых сносили участки стен, строили новые ворота и калитки.

Южный участок стены от Мраморной башни до крепости Едикюле.

Золотые ворота - Триумфальная арка - построены императором Феодосием в 388 - 391 гг. вне стен Константина. Стен Феодосия тогда еще не было.
Триумфальная арка была украшена статуями языческих богов, тотемных животных, христианскими символами и статуями императора Феодосия.
Позже, в 412 году, Триумфальная арка была включена в крепостную стену Феодосия и стала главным въездом в Константинополь . На ней были установлены массивные створки ворот, покрытые листовой позолоченной бронзой. По бокам арки были пристроены кубические мраморные башни.
Ворота открывались только для триумфальных шествий императоров Византии и по аналогии с Иерусалимскими назывались Золотыми воротами .
Через Золотые ворота проходила главная улица Константинополя - Меса.
Золотые ворота Константинополя стали прообразом Золотых ворот в Киеве и Владимире.

Боковые башни Золотых ворот:

За Золотыми воротами находилась византийская крепость Каструм Ротондум.
Это было внутреннее кольцевое укрепление на случай прорыва врагов через ворота, возведенное в первой половине V века. Укрепление несколько раз перестраивалось, сначала в нем было пять башен, потом - семь. Наружными воротами крепости были Золотые ворота. Были еще и внутренние ворота, ведущие в город - ворота Каструм Ротондум . В крепости находилась городская тюрьма.
После падения Константинополя Мехмед Завоеватель перестраивает башни крепости. Теперь она зовется крепость Едикюле . Султан хранил здесь свою казну и архивы. Здесь же находилась тюрьма для особо опасных преступников, в том числе послов, воевавших с ним держав.
В 1895 году крепость Едикюле была объявлена музеем.

Вид на Золотые ворота из крепости:

Можно оценить высоту центральной арки, именно здесь проходили триумфальные шествия императоров Византии .
Ворота сильно пострадали от землетрясения 1206 года и арки были частично заложены. После падения империи в 1453 году, турки почти полностью замуровали вход, т. к. существовала легенда, что освободитель Константинополя войдет в город через Золотые ворота. Так же как и в Иерусалиме, с внешней стороны Золотых ворот есть старинное кладбище.
В 60-х годах ХХ века Золотые ворота были отреставрированы и находятся под охраной ЮНЕСКО.

Воротная башня с внутренними воротами византийской крепости - ворота Каструм Ротондум:

Использовались для шествия императоров Византии по Месе в город от Золотых ворот, а так же для повседневного проезда в крепость.

Вид на Воротную башню (прямоугольная) и внутренние ворота Каструм Ротондум со стороны города:

В центре турецкой крепости Едикюле - минарет и остатки разрушенной гарнизонной мечети. Раньше в ложбинке справа от минарета лежали огромные пушечные ядра, сейчас их куда-то убрали.

Башня крепости.

По ступенькам можно подняться на стены крепости и пройтись по периметру. На одной из таких лестниц даже есть перила.

Сверху видно Мраморное море и корабли на рейде. Жаль, погода не очень.

Малые (Золотые) ворота. Были построены в начале V века. Расположены чуть севернее триумфальных Золотых ворот. Использовались для повседневного проезда. Через эти ворота, обогнув крепость Каструм Ротондум, тоже можно было попасть на главную улицу Константинополя - Месу:

Малые (Золотые) ворота:

Крепостные стены тянутся далеко на север от крепости Едикюле. А между внешней и внутренней стеной и на месте засыпанного рва жители Стамбула насадили огороды. Ну, а чего земле гулять? Аккуратно так насадили - грядки, словно под линеечку. Огороды местами охраняются собаками, так что близко к стенам не подойти. И к Золотым воротам снаружи тоже не приблизиться.

Стены за свою историю много раз перестраивались, на отдельных участках сильно разрушены, где-то видны следы реставрации...

Белградские ворота отреставрированы:

Отреставрированный участок стен в районе Белградских ворот:

Силиврийские ворота или ворота Пиги:

Над воротами видна рамка от иконы, уничтоженной турками.

Регийские ворота. На них сохранились древние надписи и крест над воротами. Турецкое название - Мевланакапы. Отреставрированы под эгидой ЮНЕСКО:

Ворота св. Романа или Пушечные находились там, где сейчас проходит широкая автомагистраль Стамбула . В этом месте в стенах разрыв метров 100, по бокам которого стоят отреставрированные башни. Ворота были снесены в 60-х годах при строительстве дороги:

Перед этими воротами стояла турецкая пушка "Базилика" во время штурма Константинополя в 1453 году . За этими воротами погиб в бою последний император Византии Константин Xll.

Предприимчивые турки воссоздали заново ворота св. Романа севернее автомагистрали и даже памятную табличку повесили, повествующую, что основной штурм происходил именно здесь.

Турецкое название ворот - Топкапы:

Харисийские ворота.
Мраморная плита на стене сообщает, что через эти ворота вечером 29 мая 1453 года въехал в город Мехмед ll Завоеватель. Турецкое название ворот - Эдирнекапы. Отреставрированы под эгидой ЮНЕСКО:

Дворец Текфур:

Дворец Текфур - часть дворцового комплекса Влахерны , построен в конце Xlll - начале XlV веков внутри городских стен вблизи Харисийских ворот. Этот дворец носил имя императора Константина Порфирогенетуса.
Весь второй этаж занимал тронный зал. С восточной стороны - длинный балкон.
Во время османской империи дворец стали называть Текфур, так турки называли византийских императоров.

В XVl веке здесь размещался зверинец султана, затем дом терпимости и еврейская богадельня.
В XVlll веке здесь были мастерские по производству изразцов.
Всемирно известный алмаз "Кашикчи" был найден именно здесь в куче мусора.
Сегодня здесь ведутся археологические раскопки, реставрационные работы.

Калегарийские ворота. Турецкое название - Эгрикапы. Стена Мануила Комнина:

Стены Мануила Комнина, Исаака Ангела, Ираклия и Льва - северный участок крепостных стен Константинополя, прикрывавших Влахерны. Необходимость в этих стенах возникала по мере подсыхания болот.
Стена Мануила Комнина построена во второй половине Xll века. Начинается от дворца Текфур, выгибается дугой по краю болота и переходит в стену Исаака Ангела. Длина стены Мануила Комнина 220 метров, она имеет 9 U-образных башен.

Во Влахернах находился императорский дворец, который с 1081 года стал основной резиденцией византийских императоров. Как и Большой Дворец, императорский дворец Влахерны представлял из себя комплекс дворцовых построек - дворцов, богатых домов, церквей, административных зданий, садов, расположенных на большой площади у крепостных стен и построенных в разное время, украшенных мрамором, колоннами и скульптурами. Дворец Текфур - часть этого комплекса.
После падения Константинополя дворец Влахерны был разграблен и разрушен почти до основания. Остатки древних фундаментов и стен дворцового комплекса разбросаны здесь в большом количестве.

Стена Исаака Ангела:

Стена Исаака ангела построена в 1188 году, продолжает дугу стены Мануила Комнина вокруг болота и упирается в башню Анемас . Длина стены Исаака Ангела 180 метров, она содержит 4 квадратные башни. Между второй и третьей башней находятся
ворота Гиролимни (замурованные справа) :

Башня Анемас:

Башня названа именем знатного вельможи, угодившего в ее казематы после неудавшегося заговора (1105 г.) Сейчас башню называют тюрьмой Анемас . В ее устрашающих подземельях снимают турецкие исторические фильмы.

Башни Ираклия и стена Льва:

Укрепления Ираклия, продолжающие Влахернскую стену, построены значительно раньше, в 627 году, когда в результате высыхания болота образовался незащищенный подход к столице Византии с севера. Длина стены 100 м, высота 12-15 м, толщина 5 м. Стена Ираклия укреплена тремя мощными башнями. Охраняется ЮНЕСКО.

Стена Льва :

Северный участок стен продолжал оставаться самым уязвимым и поэтому в 814 году императором Львом была построена новая стена в виде буквы П на 25 м дальше стены Ираклия с четырьмя небольшими башнями. Также охраняется ЮНЕСКО.

Заканчиваются сухопутные стены Константинополя у Золотого Рога. Здесь они соединялись с морскими стенами, которые окружали город по всему побережью Золотого Рога, Босфора и Мраморного моря, но почти не сохранились.

Прогулка вдоль стен Византии может затянуться.
Рядом с древними стенами расположены интересные достопримечательности Стамбула , мимо которых просто так не пройти. Здесь и древние византийские храмы и османские мечети, и храм Балыклы с чудотворным источником, обитель крутящихся дервишей Еникапы Мевливихане и красочный музей Панорама 1453.
Но это уже совсем другие истории...

Продолжение следует...

February 28th, 2009

После замечательного поста farkhat о Семибашенном замке - Едикуле
мне несколько неудобно выкладывать практически те же самые ракурсы - но, так как у меня есть еще кое-что, а фотографии довольно давно загружены в И-нет я все-таки решился этот пост написать.
О замке (крепости, тюрьме...) Едикуле я узнал, читая путеводитель "Афиши" по Стамбулу и, в принципе, подумал, что неплохо было бы туда добраться. Самое для меня интересное было, конечно, не замок - а Золотые Ворота и фрагменты стен Константинополя, включенные в комплекс Едикуле.
Миф о вещем Олеге, который "прибивал щит на ворота" был для меня очень актуален и посмотреть, куда же на самом деле он прибивал щит мне было очень интересно.
И, кроме того - я видел Золотые Ворота Владимира и Киева - а где же прототип?

19 мая 2007 года мы добрались до Едикуле на пригородной электричке от вокзала Сикреджи. Как оказлось, электрички ходят нечасто, а с виду не особенно отличаются от подмосковных пригородных. Юноши точно так же как и в Подмосковье зажимали дверь ногой для того, чтобы показать свою крутость. Народа, правда было немного (в отличие от Москвы). Я рассчитывал что из окна электрички можно будет увидеть какое-то "окружение" но был неправ - линия достаточно плотно окружена зданиями и заборами, кроме них особо ничего не видно.
После опробовавания нового вида городского транспорта, мы оказались на платформе.

После подъема с платформы по мостику попадаешь на улицу, с которой уже виден сам замок.

У ворот замка - небольшая стоянка, в самих воротах - пост по продаже билетов.

На схеме показана "византийская" и "османская" части замка, ну и даны необходимые названия/пояснения.

Как это ни печально, в Стамбуле не осталось ни одной триумфальной арки византийского периода (а их было достаточно) кроме Porta Aurea - Золотых Ворот, которые включены в комплекс Едикуле.
Конечно, Золотые Ворота не совсем "триумфальная арка", они ближе (по своей первоначальной идее) к Спасской башне Московского Кремля - то есть такой "торжественный въезд", но, все-таки достаточно укрепленный. Их построил император Феодосий Великий, еще до сооружения прибрежных стен, а после того, как регент (при Феодосии II) Анфимий в 413-429 годах завершил строительство стен города, они стали основным местом триумфального въезда в Константинополь - от них начиналась Меса, которая вела через форум Аркадия к форуму Быка (нынешняя площадь Аксарай).
Золотыми Воротами они назывались из-за мощной декоративной мраморной облицовки и позолоченных стврок дверей. Мраморные башни были декорированы скульптурами из позолоченной бронзы, причем пройти в главные ворота (я думаю, только в процессе триумфа) имел право только император.

По мере прихода Константинополя в упадок, ворота замуровывались и теряли свой парадный лоск. После того, как в 1453 году Мехмед Фатих, взял Константинополь, используя мощнейшую на тот период артиллерию (следы ее работы мы потом увидим) он приказал построить то что мы сейчас видим - собственно Едикуле.
Целью строительства было создать не только мощный замок, который впоследствии использовался как сокровищница и тюрьма, но и не допустить того, чтобы в Константинополь вернулся новый император. Так как "было предсказано", что новый император (типа локального мессии) войдет в город не иначе как через Золотые Ворота.

Войдя внутрь Едикуле видишь, прежде всего, римскую дорогу, упирающуюся в сценическую площадку

а обернувшись - ворота Едикуле и большое дерево у дороги (по-моему - бук)

дорога, которой тысячи лет...

на стену ведет лестница

и мы туда забрались

вид Башни-Сокровищницы сверху вниз

и Башни-Тюрьмы издали с Мраморным морем на горизонте

вид на город - на горизонте небоскребы Галаты

и прикольный дом - показывающий, как нужно эффективно использовать земельный участок площадью так сотки 4, наверное...

а вот и хозяин этого сооружения

Дойдя до византийской стены с типичной кладкой из плинфы, мы спустились, наконец, к Золотым Воротам (но изнутри)

Остатки римских сооружений выглядят грандиозно

Но поближе сфотографировать я их смог вот так - снизу вверх

А потом - так. Ворота Константинополя закрыты на амбарный замок и подперты бревнышком. Чтобы император не вошел, случайно.

Поднявшись на площадку над Воротами и пройдя немного по стене, все-таки можно сфотографировать их "несколько издали" и со стороны въезда в город, выйти через калитку не удалось т.к. закрыто, а "дверника" поблизости не оказалось.

Ну и еще можно снять Золотые Ворота "сверху вниз". Отлично видно, как уменьшалась значимость сооружения...зачем триумфальный въезд, если нет триумфов. Достаточно калитки.

Малые Золотые Ворота - ворота в первой линии укреплений. Там такая будочка еще есть - для овчарки которая охраняет.....то что изображено на следующем снимке

на котором видно, что предприимчивые турки заняли древний ров между первой и второй стенами под посадки овощей, которые регулярно поливают (иначе засохнет все).

Выйдя из Едикуле, и двинувшись за городскую стену, мы тут же заметили результаты труда турок

Снаружи удалось еще как-то сфотографировать сами Золотые Ворота

И что можно о них вообще сказать - сооружение, конечно, грандиозное и увидеть его стоит. На Золотые Ворота Киева и Владимира похоже идеей - два мощных бастиона по бокам. Непохоже - тем что никакого храма сверху не предусматривалось. И еще - у нас ведь города огораживались, в основном, валами, а в цивилизованном (на то время мире) - стенами. Тут, конечно, русским с византийцами сравниться было сложно, камень в таком количестве у нас отсутствовал, а плинфу тоже не сразу делать научились.
А щит прибивать надо было, видимо, на створки ворот. На облицовке он долго бы не удержался.

Стены первой линии укреплений

Основная стена, башни разбитые пушками и небрежно (местами) заложенные чем попало

Ну ворота вот разве в кое-какой порядок привели.