Павильон «Грот» в Пушкине. Павильон "грот" Грот в Царском селе — вблизи и внутри

14.04.2024 Европа

Построен в 1755-1761 гг. под руководством архитектора Ф.С. Аргунова.

Грот в музее-усадьбе Кусково.

Москва,улица Юности, дом 2с11

метро "Выхино"

В восточной части кусковского парка, на берегу небольшого живописного прудика располагается павильон Грот. Постройка этого сооружения в «итальянской» части французского парка неслучайна («grotto» в переводе с итальянского – пещера). Именно в садах и парках Италии уже в XVI веке появились подобные сооружения и, в такой теплой стране внутри гротов устраивали либо купальню, либо фонтан. Гроты становятся популярны во многих странах Европы, и к XVIII веку мода на их устройство доходит до России, но уже, как правило, в качестве парковых павильонов, как в Кускове.

Во французском регулярном парке, практически лишенном тени, подобные сооружения предназначались для наслаждения прохладой в жаркий летний день.

Стихия воды в камне – вот главная тема, которая звучит уже в архитектуре этого трехчастного барочного здания, построенного в 1756-1761 годах под руководством крепостного архитектора Шереметевых - Федора Семеновича Аргунова. Создается иллюзия, что из каменной вазы на куполе бьет фонтан, вода «растекается» по крыше, колоннам и тремя кругами расходится на основании здания. Усиливает впечатление отражение грота в зыбкой ряби воды.

Несмотря на то, что история не сохранила имена русских скульпторов, работающих над статуями римских богов в нишах грота, нам известно имя резчика М.И.Зимина, выполнившего клейма во фронтонах, маскароны с львиными головами и капители колонн. Сохранившиеся золоченые кованые решетки в оконных и дверных проемах – работа крепостных мастеров Шереметевых села Павлово.В настоящее время кусковский Грот – единственный в России павильон, сохранивший свою уникальную «гротическую» отделку с XVIII века, он является самым экзотическим среди архитектурных сооружений Кускова. Кроме уникальных интерьеров павильона посетители увидят интересную выставку «Пленена камнем водная стихия…».

В 1957 году была отреставрирована и выставлена в нишах павильона белокаменная скульптура. Четыре из восьми статуй считались безнадежно попорченными и лежали в подвалах дворца в виде бесформенных кусков камня. Над реставрацией работала бригада скульптуров во главе с И. П. Жаренковым. Согласно записи в инвентарной книге скульптуры называются: "Флора", "Венера", "Юпитер", "Церера (?)", "Диана", "Меркурий", "Юнона", "Флора".

В нишах - белокаменные статуи богов и богинь: Флоры, Венеры, Юпитера, Цереры, Дианы, Меркурия, Юноны.

Павильон "Грот" в Музей-усадьбе Кусково - описание, координаты, фотографии, отзывы и возможность найти это место в Москве (Россия). Узнайте где находится, как добраться, посмотрите что интересного вокруг. Ознакомьтесь с другими местами на нашей интерактивной карте, получите более подробную информацию. Познайте мир лучше.

Всего 4 редакций, последнее 2 года назад сделано alek-ka4alin2012 из Москвы

Парковый павильон Грот в Царском селе расположен на северном берегу Большого пруда. В его сооружении участвовали знаменитые архитекторы Растрелли и Ринальди, заказала Елизавета Петровна, а использовала Екатерина Великая.

Задуманный дочерью Петра как лодочная пристань, Грот в Царском селе стал местом государственных и литературных занятий ее невестки. Согласно веяниям моды и вкусам императриц изменялся интерьер внутри, причем кардинально.

Расположен павильон Грот в Царском селе в 300 метрах к юго-востоку от Екатерининского дворца, названного в честь их же родственницы, жены Петра Великого и матери Елизаветы Петровны. Фото с высоты точно ориентировано по сторонам света, на нем Грот и пруд на первом плане, дворец в некотором отдалении.

Среди ближайших достопримечательностей – Камеронова галерея как продолжение дворца и Нижняя ванна, куда мы вскоре отправимся. Объект предыдущего похода – Эрмитаж в Царском селе в кадр не вошел, он левее. Вся территория, на которой названные объекты располагаются, занята Екатерининским парком, а именно его регулярной частью.

Грот в Царском селе — вблизи и внутри

Трехчастный павильон Грот в Царском селе, с куполом в средней части, возводили несколько архитекторов при руководстве Растрелли. Здание оформлено многочисленными колоннами и пилястрами коринфского ордера, объединенные в несколько групп. Колонны, в отличии от пилястр, имеют периодические полосы голубого цвета

Вся цветовая гамма расцветки павильона исчерпывается белым и голубым, причем самого нежного оттенка. Умело подобранное соотношение архитектурных элементов, геометрических форм и их окраски избавляет восприятие Грота от ощущения монотонности. Выставленные вдоль фасада деревца в контейнерах дополнительно оживляют облик здания.

Первоначально Грот в Царском селе по указанию Елизаветы Петровны был оборудован пристанью для лодок, используемых императрицей при охоте на бекасов. Сменившая ее на престоле Екатерина Вторая повелела пристань убрать, она использовала павильон как место уединенных занятий, преимущественно по утрам. Даже наименование Грот на время было забыто, замененное на Утренний зал.

Красочная арка выхода к пруду обильно украшена лепниной, застекленный проем украшен ажурной решеткой. Оживленной публики, которую застиг перед фасадом павильона наш фотограф, в те времена при утренних занятиях Екатерины, естественно, не было. Существовал запрет кому-либо посещать Грот в Царском селе без вызова императрицей. Ей нравилось уединение в прохладном Утреннем зале, прогулки возле водоема и созерцание природных красот.

Убранство первичное и нынешнее

Осуществленное Растрелли украшение внутри павильона с использованием множества раковин разного размера просуществовало недолго. Уже на первом десятке лет царствования Екатерина приказала изменить интерьер на классический, который и наблюдают нынешние посетители. Автором новой отделки был Ринальди, автор строгого и внушительного Мраморного дворца в центре Санкт-Петербурге, где сейчас филиал Русского музея.

Для украшения интерьера в Грот в Царском селе были собраны выдающиеся скульптурные работы и изделия камнерезов. На самом видном месте стояла копия известной статуи сидящего в кресле Вольтера, выполненной Жаном Гудоном. Однако в период французской революции, символом которой был мыслитель, скульптура по повелению Екатерины была удалена. Позже на том же месте водружена сама императрица в виде бронзового изваяния, копии с работы Рашетта.

Упомянутая статуя до наших дней не уцелела, при оккупации города Пушкина ее зарыли в землю для сохранения. Немцы ее обнаружили и вывезли в Германию, дальнейшая судьба монумента неизвестна. Заменой утрате стала мраморная скульптура, один из пробных вариантов для памятника Екатерине Великой в Санкт-Петербурге, работа автора Михаила Микешина и скульптора Чижова. Питерский монумент – из 50 тонн бронзы, высотой 10 метров, с фигурой около 4,5 метров.

Пьедестал и монеты

Копию таких габаритов Грот в Царском селе вместить не мог, статуя здесь примерно в рост невысокого человека. Таков же гранитный постамент цилиндрической формы, на котором установлена статуя. Манера устанавливать на ребро монеты по окружности постамента – новое веяние, дополнившее старинный обычай бросать деньги в море, любые водоемы и фонтаны.

Однако брошенные в воду монеты, по поверью, обеспечат бросившему возвращение к понравившемуся объекту. Для подобного пожелания водоем – в нескольких десятках шагов. Другими местами, куда попадали монеты, были захоронения. Металлические деньги клали в насыпи и гробы, даже вкладывали в ладонь или в рот покойному. У разных народов это был пропуск в царство мертвых – Аид, плата Хирону за перевоз через реку Стикс.

Христиане пытались дать взятку апостолу Петру, чтобы отправил в Рай вместо Ада, у мусульман монеты не хоронили, а раздавали неимущим. Однако имели монеты и иное предназначение, будучи амулетами и украшениями, наградами за отличия и памятными знаками. Пока непонятно, как трактовать увиденное, по изложенному выше или как скрытое подношение на содержание достопримечательности.

На набережной возле Грота

Возвращаясь к закопанной и утраченной скульптуре Екатерины, следует заметить, что она была не единственной. Недалеко от Грота так же прятали еще две статуи, они войну пережили под землей и сохранились. После снятия блокады Ленинграда их невредимыми извлекли, а после войны установили на восстановленной набережной.

С одной стороны павильона Грот в Царском селе на постаменте – Гладиатор, преклонивший колено и опирающийся на щит. С другой – показанный на фото Умирающий галл, обнаженный воин, погибающий на щите от полученных ран. Это копия с римского воспроизведения первоначального оригинала, изготовленного для пергамского царя Аттала в честь его победы над неприятелем.

Северная оконечность Большого пруда, где расположен Грот в Царском селе, весьма популярна для прогулок у жителей города Пушкина и приезжих туристов. Посещение павильона всегда сочетается с вылазкой на природу, которая начинается прямо на его набережной. Акватория водоема достаточно обширна, здесь организовано катание на лодках, даже на копиях венецианских гондол с разряженными гондольерами.

Рукотворное озеро является обиталищем водоплавающих птиц, на остатки от их кормления слетаются и вездесущие голуби. Достаточно пищи и для них, развлекающиеся посетители не жалеют имеющихся при себе продуктов для собравшихся пернатых. Хорошая погода и свежий воздух превращают музейную экскурсию в променад.

Город Пушкин – крупнейшее скопление достопримечательностей в окрестностях Санкт-Петербурга, административно это сейчас район мегаполиса. Не забывайте при приезде сюда посетить павильон Грот в Царском селе попутно с другими объектами.

«Грот» – павильон, расположенный на северном берегу Большого пруда, в Екатерининском парке города Пушкин. Павильон «Грот», также как и «Эрмитаж», стал данью западной моде на подобные сооружения в регулярных парках. Такие постройки обычно возводились на берегу водоема, со свободным выходом к воде.

«Грот» был спроектирован в середине XVIII столетия по повелению императрицы Елизаветы Петровны архитектором Франческо Бартоломео Растрелли, а строительство его было начато в 1755 году. К сожалению, государыня не увидела возведенный павильон и не смогла отчалить от него на лодке по Большому пруду, как она планировала. Строительство было закончено уже при императрице Екатерине II, только в 1760-е годы.

Архитектура павильона «Грот» создана в стиле барокко, характерной чертой которого являются его своеобразие, аристократичность, красочность и богатство форм. Растрелли сумел сделать небольшое здание павильона запоминающимся и в то же время гармонирующим с окружающими его зданиями и садом. Фасады «Грота» выполнены в лазурно-голубом цвете, как и все произведения Растрелли в Екатерининском парке. Только колонны соединяют в себе белый и голубой тона, да замысловатые морские узоры над окнами акцентируются белым оттенком. Окна, декорированные фигурками дельфинов, тритонов и суровым ликом Нептуна, подчеркивают близость расположения строения с водой. В этой же связи и купол «Грота» первоначально был завершен деревянным резным фонтаном.

Обыкновенно в Европе павильоны, подобные пушкинскому строению, изнутри облицовывали раковинами, делая их похожими на подлинный прибрежный грот в пещере. Растрелли думал украсить «Грот» подобным образом, однако этот замысел не воплотился в жизнь.

Внутренние помещения «Грота» были отделаны по плану Антонио Ринальди в 1771 году. Эта облицовка и сохранилась до наших дней. Спустя десятилетие, на окнах и дверях павильона были установлены ажурные решетки, сделанные из железа, с позолоченным орнаментом.

Екатериной Великой было дано распоряжение разместить в павильоне «Грот» античные статуи, бюсты и древние вазы из цветных камней. Здесь, в уединенной и романтической обстановке, в окружении одних только каменных изваяний, государыня предпочитала заниматься государственными делами и литературой. Екатерина II называла павильон «Грот» Утренним залом.

В XIX столетии архитектор Александр Фомич Видов на Большом пруду перед «Гротом» возвел пристань, которая с течением времени практически полностью была разрушена в годы Великой Отечественной войны. В 1971-1972 годы пристань была построена снова, теперь уже из гранита.

В настоящее время царскосельский павильон «Грот» открыт для экскурсантов, в его залах экспонируются временные выставки.

Бартоломео Франческо (в России его звали Варфоломей Варфоломеевич) Растрелли, знаменитый архитектор, крупнейший представитель русского барокко середины 18 века, родился в 1700 году в Париже (более точная дата рождения не известна), в семье известного итальянского скульптора и архитектора Бартоломео Карло Растрелли.
Его отец в 1716 году вместе с семьей был приглашен Петром I на службу в Россию. Таким образом юноша оказался на огромной стройке новой русской столицы – в Санкт-Петербурге, который по размаху строительства тогда превосходил все города Европы.


Франческо стал ближайшим помощником отца в работе и учился у него мастерству. А в 1725-1730 годах проходил обучение в Европе. В первое время он помогал отцу создавать модель Стрельнинского дворца, вместе с ним занимался отделкой интерьеров во дворцах Апраксина и Шафирова.
Уже тогда чувствовался талант молодого архитектора. После смерти Петра I Растрелли остается в России и продолжает работать. В 1730-х годах он создает проект каменного дворца для князя Долгорукого и проект нового здания Арсенала в Москве. По-настоящему талант Растрелли как искусного зодчего раскрылся в царствование Анны Иоанновны, которая назначила его придворным архитектором в 1730 году. Для императрицы он спроектировал деревянный дворец на берегу Яузы, а также новый Зимний дворец в Петербурге (1732–1736).
После переворота 1740 года, когда на престол взошла Анна Леопольдовна, Растрелли было приказано вернуться в Петербург. Наиболее значительной среди работ Растрелли этих лет была постройка деревянного Летнего дворца в Петербурге (впоследствии разобран при возведении Инженерного замка). При восшествии на престол Елизаветы Петровны в 1741 году, Растрелли остался востребован. В 1746 году Елизавета решила расширить Петергофский дворец, сохранив при этом старый дом Петра I. Работы были поручены Растрелли. В 1747-1752 годах он работал над постройкой Большого дворца в Петергофе. Тогда же он построил многочисленные городские дворцы и пригородные усадьбы – дворец Воронцова, Строгановский дворец, завершил строительство Аничкова дворца и др. Это период наивысшего расцвета творчества Растрелли. Ликующей мощью и величием проникнуты две его постройки, которые архитектор задумал как грандиозные, замкнутые в себе городские ансамбли, наиболее известные работы Растрелли – ансамбль Смольного монастыря, с жилыми корпусами и храмами, и Зимний дворец с его знаменитой Иорданской лестницей в Петербурге. Построенный на Дворцовой площади дворец стал самым заметным петербургским зданием в стиле елизаветинского барокко, символом этого стиля. Еще одна знаменитая работа архитектора – перестройка Екатерининского дворца в Царском Селе в 1752-1757 годах, который стал одним из самых уникальных дворцовых комплексов 18 века, отличающийся особой грандиозностью и великолепием (о нём, как и о многих других произведениях Растрелли я еще обязательно расскажу отдельно).


Но в 1762 году на престол взошла Екатерина II. При новой императрице архитектору перестали давать важные заказы – его стиль барокко вышел из моды. Испытывая серьезные финансовые трудности, Растрелли просит об отпуске. И в августе 1762 года Екатерина II подписывает соответствующий указ об отпуске «для пользования болезни в Италию на год». Но по возвращении ситуация не улучшилась, и он подает прошение об отставке. Осенью 1763 года по высочайшему указу архитектор был уволен «в рассуждении старости и слабого здоровья» с назначением ему пенсиона – тысяча рублей в год. В Петербурге у Растрелли заказчиков не осталось, но в Курляндию вернулся из ссылки Бирон, и архитектор с семьей уезжает к своему старому покровителю, где продолжает строительство Рундальского и Митавского дворцов. Граф, академик архитектуры Императорской Академии художеств, наиболее яркий представитель русского барокко – Растрелли работал при нескольких императорах. Но только Петр III оказался единственным из всех государей и императриц, при которых творил архитектор, кто удостоил его наградой за труды. Он пожаловал Растрелли званием генерал-майора и орденом Святой Анны. Франческо Бартоломео Растрелли умер 29 апреля 1771 года в Санкт-Петербурге.

Такова история Великого Растрелли... Перейдём к одному из его шедевров- Царскосельскому павильону Грот.


Грот - садовый павильон, украшенный внутри раковинами и туфом, - являлся обязательной принадлежностью регулярных парковых ансамблей XVIII века.


Именно здесь архитектор Растрелли достигает предельной пластической пышности в сложном чередовании колонн, оконных проемов, скульптур и архитектурного декора. Изыск и масштаб сливаются здесь воедино.
Проект был одобрен в августе 1749 года. Работы по постройке Грота затянулись, и еще в 1761 году, после окончания строительства Большого дворца, он оставался в числе незаконченных парковых сооружений.
Грот был построен на берегу и изначально только задняя его стена находилась на суше, а с остальных сторон вода подступала непосредственно к стенам павильона. Императрица Елизавета могла сесть в лодку непосредственно выйдя из Грота, а затем отправиться например на бекасиную охоту.
В Елизаветинское время было модно отделывать несколько комнат во дворцах или отдельные парковые павильоны раковинами и туфом. Была такая комната и в Большом дворце, но из за сырости её уничтожили, а раковинами решено было отделать новый павильон, превратив его в Грот. На его убранство пошло 210 тысяч крупных и почти 300 кг мелких раковин.

В 1770-71гг. уже по указанию Екатерины II архитектор Антонио Ринальди разработал заново проект внутренней отделки Грота.


Начатые по его чертежам работы продолжались до конца 1770-х годов. В 1782 году в окнах и дверях Грота установлены фигурные железные решетки, замечательные по своеобразию и красоте рисунка. Грот лишился убранства из раковин, балюстрады со статуями и пристани с будкой, изменилось и его предназначение, его переименовали в Утренний зал и разместили собрание скульптурных произведений - статуй и ваз из цветного камня, порфира и др.



До 1791 года в Гроте находилась статуя давно умершего друга Екатерины II - французского философа Вольтера, работы Ж.Гудона. Однако после того, как в Париже начались революционные волнения, участники которых считали Вольтера своим идейным вдохновителем, Екатерина II была сильно разгневана на память о своём кумире и его скульптура была вывезена прочь из Грота и долгое время хранилась в одной из комнат Петербургского Старого Эрмитажа, где её в 1831 году обнаружил зажатой среди книжных полок А.С. Пушкин, работающий с архивами над историей Петра I.


Екатерина II очень любила вид от Грота и часто по утрам в летние дни занималась в нём делами и читала, а в тёплые вечера ужинала, слушая военную музыку, гремевшую с «Зала на острову».






В начале XX века у пристани перед Гротом в праздник Крещения проводили молебны с водосвятием в присутствии Императорской семьи, а до этого водосвятие совершалось в присутствии Высочайшего двора 1 августа.


http://oldsp.ru/old/photo/view/4305


http://oldsp.ru/old/photo/view/18755
В Великую Отечественную войну павильон пострадал незначительно. Сохранились великолепные решетки, рамы и двери, на купольных окнах даже уцелела деревянная резьба XVIII века. С внешней стороны пострадали от снарядов две колонны, а одна сторона балюстрады пристани была разбита, и в 1971 - 1972 годах отстроена по новому проекту в граните.


http://oldsp.ru/old/photo/view/17987


http://oldsp.ru/old/photo/view/18067
Сейчас павильон используется для размещения временных выставок.






В 1760-х годах.

Он состоит из трех отделений: среднего и двух боковых полукруглых, длиною на 17, шириною на 6 саженях. По проекту «только задняя стена грота должна была находиться на суше. С трех сторон вода подступала непосредс­твенно к стенам Грота». Елизавета, «вышедши из Грота, могла сесть в лодку и отправиться по большому пруду на бекасиную охоту». Объемное и плановое решение здания - скругленные углы, ниши для статуй, большие полуциркульные экседры, образующие выступы на торцевых фасадах, - характерны для архитектуры барокко. Барочной пышностью и богатством отличаются и фасады.

«Когда входишь в эту залу, то, право, дух захватывает и - о чудо! Статуя Вольтера нисколько не теряет от всего ее окружающего. Вольтер прекрасно стоит там; он любуется на лучшие статуи античные и современные». Испытывать восторг перед статуей являлись и придворные: «… с тех пор, как там стоит Вольтер, смотреть утреннюю залу ходят караванами»

Императрица Екатерина II, в одном из писем к Гримму, говорит про эту залу так: "Статуя Вольтера, сделанная Гудоном, поставлена в утренней зале, там она окружена Антиноем, Апполоном Бельведерским и множеством других статуй, которых формы привезены из Рима, а отлиты они здесь. Когда входишь в эту залу, то, вправо, дух захватывает и -о, чудо! статуя Вольтера нисколько ни теряетот всего ея окружающаго. Вольтер прекрасно стоит там; он лубуется на лучшие статуи античные и современныя. Эта зала имеет имеет дверь, выходящую на озеро, другая выходит на очень густую аллею; с тех пор как там стоит Вольтер, смотреть утреннюю залу ходят караванами".

Несколько лет это изваяние украшало павильон Грот. Однако после того, как в 1791 г. в Париже начались революционные шествия, участники которых называли Вольтера “вдохновителем борьбы за народную свободу”, русская императрица разгневалась на француза-вольнодумца. В результате скульптура его была вывезена прочь из царскосельского Грота.

Почти полвека судьба этого творения Гудона оставалась неизвестной. В 1831 г., начав работать над историей Петра I, Пушкин захотел познакомиться с документами, посланными Ломоносовым и Шуваловым Вольтеру, когда тот писал “Историю России при Петре Великом”. После смерти знаменитого французского философа бумаги эти вместе с библиотекой его были отправлены в Россию и хранились в одной из комнат старого Эрмитажа. Вход туда был строжайше запрещен, и Пушкину пришлось добиваться личного разрешения императора Николая, чтобы попасть в это закрытое хранилище. Оказавшись в полутемной комнате, Александр Сергеевич вдруг, к немалому удивлению своему, буквально нос к носу столкнулся с самим Вольтером - скульптурное изваяние работы Гудона было втиснуто в узкое пространство между книжными полками. Статуя так понравилась Пушкину, что он даже зарисовал ее на память в своей записной книжке. Но лишь более чем полвека спустя, в 1887 г., опальное мраморное изваяние философа-вольнодумца было выставлено на всеобщее обозрение в главном музее Северной столицы.

Затем в Гроте были поставлены: бронзовое изображение Людовика XIV на лошади; бюсты: императора Иосифа II, Монтесумы, последнего мексиканского государя; султана Солимана и любимой его жены, с полузакрытым лицом; две вазы из сероватой колыванской бреччи; ваза из синеватой яшмы и проч. Эти произведения были сделаны на Петергофской гранильной фабрике.


Императрица Екатерина II любила в Гроте заниматься делами и когда она там «занималась», по словам М. И. Пыляева, в сад никого не пускали. Этот ритуал даже нашел отражение в стихах :

Здесь в полдень, уходя в гроты,
покоилась прохлад в тени,
А тут Амуры и Эроты
Уединились с ней один.

До 1787 г. все бронзы, которые были позже переставлены на Камеронову галерею, находились, вероятно, в царскосельском Гроте. Здесь же разместили (отлитую в 1786 г.), мраморного «Ахиллеса» («Ареса» Боргезе), вместе с его бронзовой копией, выполненной Ф. Шубиным в 1789 г.


Очертания павильона со скругленными углами, нишами для статуй, большими полуциркульными выступами на торцевых фасадах характерны для архитектуры барокко. По-царски щедро декорированный развлекательный парковый павильон в эпоху Екатерины II превратился в место уединения и отдыха на берегу .


В 1780-х гг. Грот стали называть Утренним залом . пишет: «Так здание называлось от того, что Екатерина II , вставая всегда рано, по утрам в хорошие ясные дни иногда изволила заниматься государственнымиделами или в Цветном садике возле колоннады, или иногда, для вящей прохлады, и в сем гроте, где каменные искусственные произведения, как и прежде, тем еще более увеличивали прохладу; посему до семи часов утра во время высочайших здесь присутствий вход в сад совершенно запрещен был посторонним людям.». Екатерина очень любила вид от Грота на озеро и часто по утрам в жаркие летние дни удалялась сюда и занималась здесь делами и литературой. Сюда же в эти дни, к 10 часам, сигналом созывалась молодежь для общего «фриштика» чаем, кофе и шоколадом. Иногда при этом бывала утренняя музыка. Часто в теплые вечера с наступлением темноты Императрица здесь ужинала, слушая военную музыку, гремевшую у «Зала на острову ».

В 1780-х годах в павильоне Грот находились каменные столешницы разных форм, выполненные из черного, синего с белыми прожилками, желтого мраморов, столешницы из яшмы, а также «струйчатые и мозаичные». Некоторые из них были отправлены на Петергофскую гранильную фабрику, другие переданы «архитектору Гваренгию для постановления [...) в старом Царскосельском саду позади крестьянского деревянного дома железной беседки...»

В 1782 году в окнах и дверях Грота установили : на переплетающиеся узоры наложены вызолоченные орнаменты из листовой меди. Черные с позолотой решетки прекрасно оттеняют голубизну наружных стен, удачно перекликаются с отделкой фасадов Большого дворца и циркумференций, что подчеркивает архитектурное единство сооружений. В великолепном узоре решеток дверей Грота Растрелли повторил некоторые мотивы рисунка дворцовых ворот циркумференций (оконные и дверные проемы Грота были застеклены лишь в1900 году). Гранитный цоколь павильона и глухая балюстрада, ограждающая его крышу, служат как бы рамой, заключающей в себя эту живую, динамическую игру форм. Стены Грота отделаны лепной работой и выкрашены в 2 тона: полы из мраморных плит. Несмотря на простоту отделки, здание производит выгодное впечатление своими пропорциями и выдержанным рисунком лепки. Отделка «просто квадратной работой», избранная Екатериной, кажется прекраснее густой наружной позолоты и бесчисленных раковин, столь нравившихся Елизавете Петровне.

Наружный вид здания довольно значительно изменился по сравнению с тем, каким он представлялся на старинных гравюрах. Изменены украшения на крышах, снята балюстрада со статуями. В XIX веке здесь появились бронзовые скульптуры и . До середины XIX века внутри здания стояла в виде богини Минервы работы Рашетта, отлитая В. Можаловым в Петербургской академии художеств в 1789 году.

1795 года Августа 14 дня присланы в утренний грот 28 мраморных статуй и бюстов, находившихся до того времени в Мраморном дворце.

Павильон органично вписывается в окружающий пейзаж и виден со всех сторон Большого пруда.

Источники:

  • И.Яковкин "Описание Села Царского", 1825
  • С.Н.Вильчковский "Царское Село", 1911
  • Г.Семенова "Царское Село: знакомое и незнакомое", 2009
  • Архитекторы Царского Села. От Растрелли до Данини / Альбом, под ред. И. Ботт. - СПб.: Аврора, 2010. - 303 с.
  • Пилявский В. И. Стасов. Архитектор. Л.: Госстройиздат, 1963, 251 с., ил.
  • Царское Село. Путеводитель по дворцам и паркам. СПб, Изд-во Аврора, 2007 г., 256 с.
  • Императрица Елизавета Петровна и Царское Село. К 300-летию со дня рождения". Альманах "Сокровища России", вып. 91, 2010 г.
  • Сидоренко К.П. Годы юности в городе Пушкине, 1945-1956 гг
  • Письма А. Кучумова
  • Материал газеты "Вперед"

Современные фотографии сайт ©

У Вас остались вопросы? Или появился комментарий или уточнение к данной статье? Напишите их в комментарии под статьей - мы ответим Вам в течение суток!