Настольная игра для детей «Подземелье гномов. Откуда пришли гномы и тролли? Об исторической родине хранителей подземных сокровищ и кладов Dwarf Tower – минималистические перестрелки с другом

04.03.2024 Азия


Гномы - суровые сыновья земли
Веселой жизнь тогда была.

Здесь резчик свой узор творил,

У кузнеца огонь пылал,

По наковальне молот бил.

Росли дома, росли дворцы,

Росли хлеба, росли леса.

И груды золота росли,

На них свет факелов плясал.

Неутомимый был народ!

Играли арфы под горой,

Слагались песни под луной

Любил веселье Дьюрин род.

Песнь Гимли из “Братства Кольца”

Они сражаются тяжелыми секирами, пьют пенящийся эль и носят длинные бороды. Они остры на язык, ворчливы и недоверчивы. Они готовы на все ради сокровищ, и ненавидят тех, кто может посягнуть на их добро.

Они живут в Средиземье, в Фэйруне и в Азероте. Их не встретить среди нас, но все мы знаем: они где-то рядом... Под землей.

Ворчун из “Белоснежки”, Гимли из “Властелина колец”, Бренор Боевой Топор из романов Сальваторе о Темном эльфе, вояки и изобретатели из Warhammer’а и Warcraft’а - все они гномы, и все они такие разные. Что же их объединяет? Откуда они пришли? Чем живут?

Рожденные из тела великана
Первыми литературными источниками, где упоминаются гномы, были исландские героические песни 13 века из сборника “Старшая Эдда”, а также текст “Младшей Эдды”, составленный поэтом-скальдом Снорри Стурлусоном, жившим на рубеже 12 и 13 веков. Оба литературных труда содержали мифологические сказания 8-10 веков, а также элементы германского героического эпоса начала 13 века. Оговоримся, что само слово “гном” появилось значительно позже, и о правомерности его применения мы еще расскажем. Героями же древних текстов являются дверги (единственное число “dvergur”, множественное “dvergar”), которых в русских переводах “Эдды” традиционно называют “карликами”. Это слово содержит тот же корень, что и названия племени в других германских языках: сравните с немецким “цверг” (Zwerg) и английским “дворф” (dwarf).

В “Эдде” двергов иногда называют еще и черными альвами, в отличие от альвов светлых (прототипов толкиновских эльфов).

Мирные гномики Белоснежки - то, во что превратились герои немецкого фольклора в Голливуде.

Тогда сели боги

На троны могущества

И совещаться

Стали священные:

Кто должен племя

Карликов сделать

Из Бримира крови

И кости Блаина.

В “Младшей Эдде” поясняется, что карлики зародились сначала в теле убитого великана Имира (или Бримира). Были они червями, но по воле богов обрели человеческий разум и приняли облик людей, правда, немного пародийный. Ростом они были с ребенка, однако обладали большой физической силой, носили длинные бороды, имели лица мертвенно-серого цвета. Солнца они боялись: его свет обращал карликов в камень.

Дверги стойко переносили любые тяготы, были крайне выносливы и сказочно трудолюбивы. Они жили гораздо дольше людей, но все же не вечно. Карлики не имели женщин и продолжали род, высекая свое потомство из скал. Характер имели плохой: были упрямы и вздорны, обидчивы и вспыльчивы, алчны, к тому же владели колдовством и были хранителями богатств земных недр. К людям и богам дверги относились преимущественно враждебно, впрочем, не без оснований: боги постоянно посягали на охраняемые сокровища.

В искусстве обработки драгоценных камней и металлов двергам не было равных - им удавалось изготавливать по-настоящему волшебные вещи. И сами боги вынужденно обращались к ним за помощью, использую при этом лесть и хитрость. Именно черные альвы, по преданию, выковали для Одина (главный бог скандинавского пантеона) копье Гунгнир, что разит, не зная преград, воинственному богу Тору - молот Мьольнир для битвы с великанами (брошенный молот возвращался в руку хозяина, подобно бумерангу), путы Глейпнир для жуткого волка Фенрира.

Эволюция цвергов

С развитием цивилизации на поверхности земли меняются и подземные жители. В немецких героических песнях и балладах у цвергов (немецких аналогов скандинавских двергов) прослеживается развитие феодальных отношений и под землей. Благородные рыцари посещают подземные царства, наполненные сокровищами, дружат или враждуют с королями-карликами, сражаются с карликами-рыцарями. Как и в древние времена, цверги снабжают смертных колдовскими предметами и оружием необычайной силы.

В “Песне о Нибелунгах” прекрасный и отважный сын короля Зигфрид пользуется помощью карлика Альбериха, сражается мечом, выкованным подземными мастерами. Из других источников мы узнаем, как тот же Зигфрид гостит у несметно богатого короля-карлика Эгвальда, а тысяча карликов, все нарядные и в доспехах, предлагают ему свою службу.

Со временем карлики-гномы практически исчезают со страниц литературы, продолжая жить в фольклоре. Народная фантазия представляет их в виде подозрительных существ, старичков с бородами, иногда на птичьих ногах. Они могут помогать людям, быть благодарны им, но часто - подозрительны и злобны. Некоторые гномоподобные персонажи мирно уживаются с людьми, хотя и капризны: это и шотландский брауни, и ирландский выпивоха кларикон. Ирландский лепрехун и неаполитанский монасьелло преследуются людьми, так как укрывают от них сокровища. А шотландский красный колпак, обитающий в заброшенных замках, где было когда-то совершено злодейство, сам нападает на людей.

Своим возвращением в литературу гномы обязаны братьям Гримм, крупным ученым-исследователям немецкой старины и народности, знатокам древненемецкой литературы. В 1812 году они выпустили в свет свои “Детские и домашние сказки”, в некоторых из них главными героями были гномы. Гномы братьев Гримм мало напоминают карликов “Эдды”, однако это еще и не мультяшные коротышки в красных колпачках. Они в меру добродушны, проказливы, иногда откровенно злобны и враждебны к людям, хотя и лишены коварной воинственности своих предков.

Дальнейшая эволюция гномов приводит к появлению добродушного коротышки, дружественного людям и позорящего гордое имя цверга.

Гномы Профессора
Дж. Р. Р. Толкин является не только основоположником жанра фэнтези, но и известным ученым-филологом. Неудивительно, что в основе мироздания Толкина лежат образы и верования древних северных мифов.

Подземный народ Толкин во всех книгах (включая “детского” “Хоббита”) называет словом “dwarves” (множественное от “dwarf”), а не “gnomes”. Интересно, что слово “gnomes” встречается в рабочих рукописях Профессора: так он именует одно из эльфийских племен. Когда отечественные переводчики добрались до рабочих материалов, описывающих Средиземье, они столкнулись с проблемой. Как переводить слово “gnomes”, если вариант “гномы” изначально был зарезервирован для перевода слова “dwarves”?

Ты помнишь, как все начиналось...

Ауле, зная, что пробуждение гномов придется как раз на время правления Мелькора, сделал их сильными и выносливыми. Они невысоки ростом (от 140 до 150 см), коренасты и широкоплечи. Также одной из особенностей гномов является полная невосприимчивость к магии, которой они, тем не менее, сторонятся и опасаются. Возможно, именно эльфийская магия является одной из причин, по которой гномы не любят эльфов, но об этом мы поговорим далее.

О характере гномов можно сказать так - они честны, но скрытны; справедливы, но не великодушны; “скоры на дружбу и на вражду”. Гномы никогда никому полностью не доверяют и не верят, вероятно, поэтому на них не подействовали лживые речи Мелькора и Саурона. Впрочем, личности весьма вспыльчивые и алчные, гномы и сами натворили немало бед, взять хотя бы убийство владыки эльфийского княжества Дориата Тингола или предательство хитрым гномом Мимом героя Турина Турамбара.

Гномы живут долго (около 250 лет), но не вечно, правда, что именно с ними происходит после смерти, доподлинно не известно. Сами гномы утверждают, что они, подобно эльфам, отправляются в Палаты Мандоса, где для них отведен отдельный чертог.

С годами гномов становится все меньше, потери на войнах не восполняются, ибо среди гномов слишком мало женщин, да и женятся гномы весьма редко (кстати сказать, гномы ужасно ревнивы и тщательно оберегают свое “живое” добро). О женщинах-гномах следует сказать отдельно, потому что их внешность весьма необычна. Так же, как и мужчины, женщины-гномы отращивают бороды, обладают грубыми голосами. Вероятно, поэтому многие считают, что среди гномов вообще нет женщин, а рождаются они прямо из камня.

Все народы Средиземья называют гномов по-разному, к примеру, эльфы - наугримами, ноготримами, хадходами, самиже гномы называют себя кхазад.

Мастера каменных дел

Если начать перечислять все творения гномьих мастеров, то получится невероятно длинный список, поэтому я рассмотрю лишь самые известные и величественные постройки и изделия толкиновских гномов.

Известно, что старейший из Семи Праотцов гномов Дурин (в оригинале Durin; поскольку побуквенная транскрипция для русского языка неблагозвучна, переводчики обычно называют его Дарином или Дьюрином - как в эпиграфе к статье) пробудился ото сна в подземном городе Кхазад-Думе, иначе Мории.

Мория, что в переводе с эльфийского означает “черная бездна”, является величайшим из гномьих чертогов. Этот дворец представляет собой длинную вереницу палат и залов, расположенных на нескольких уровнях. Ниже всего находятся легендарные копи, где добывался волшебный металл мифрил. Размеры Мории воистину огромны (протяженность главного коридора - 64 км), она являет собой настоящий подземный город. К сожалению, в Третью эпоху гномы разбудили таящееся в Мориидревнее Зло, балрога, и были вынуждены покинуть свое жилище. В годы Войны Кольца один из Хранителей, маг Гэндальф Серый, убил балрога, однако в этом сражении были разрушены многие морийские достопримечательности.

Как ни странно, большинство лучших творений гномов было созданы ими для эльфов. Одним из таких сооружений является подземный дворец Менегрот, построенный для князя Тингола, дружественными нолдорам (второй род эльдаров) гномами Белегоста. Именно в Менегроте Тингол встретил свою смерть. По иронии судьбы он пал как раз от руки гнома, правда, из другого клана.

Алфавит и язык
Валар Ауле наделил гномов особым тайным языком кхуздулом. Этот язык всегда оставался изолированным.

Кхуздул называется тайным языком, потому что истинные имена гномов, которые они никому не открывали, имели как раз кхуздульские корни. Те же имена, под которыми мы знаем вошедших в историю гномов - не более, чем прозвища.

Известно, что алфавит придумали эльфы. Один из самых популярных алфавитов эльфов создан эльфом Даэроном, именно он и стал основой для алфавита гномов, Агнертас Мория.

Гномы лишь немного изменили алфавит Даэрона, приспособив его для своего языка, кхуздула. Существует еще один алфавит гномов, Манер Эребора, представляющий собой разновидность Агнертас Мория.

Кроме того, существует еще один вид гномьего рунического письма - лунные руны. Это так называемая тайнопись гномов. Лунные руны видны лишь при свете луны, именно с их помощью была сделана надпись на дверях Мории: “Скажи друг и войди”.

Враги и недруги

О взаимной неприязни между гномами и эльфами известно любому обитателю Средиземья. Можно предположить, что вражда двух народов обусловлена культурными различиями между ними: эльфы любят деревья, открытое небо и охоту при свете звезд, для гномов же деревья - всего лишь горючий материал, а небу и звездам они предпочитают каменные своды своих подземных чертогов. Однако более вероятно, что вражда между двумя народами объясняется чрезмерной алчностью гномов и болезненным высокомерием эльфов. Ничто не доставит гному большую радость, чем возможность присвоить драгоценность, принадлежавшую эльфам, а гордый эльф получит огромную удовольствие, обозвав род гномов “сплюснутым народцем”.

Неприязнь между эльфами и гномами может как вылиться в открытую вражду (убийство гномами эльфийского короля), так и смениться истинной дружбой. Лучшим примером искренней дружбы стали отношения гнома Гимли, сына Глоина, и эльфа Леголаса, сына Трандуила, короля эльфов Чернолесья...

Но “другом эльфов” Гимли прозвали не только из-за крепкой дружбы с Леголасом, но и из-за почета, которого он удостоился при дворе владычицы Галадриэль. Суровый гном был пленен ее красотой. По просьбе Гимли Галадриэль подарила ему прядь своих волос, в знак “дружбы между Лесом и Горами до конца дней”. Поговаривают, что после смерти Арагорна Гимли вместе с Леголасом уплыл за море, в Валинор. Если это правда, то этой чести гном Гимли удостоился лишь потому, что Галадриэль, могущественнейшая среди эльфов, попросила за него.

Настоящими, исконными, врагами гномов являются драконы. Эти огнедышащие твари испокон века охотятся за сокровищами гномов и частенько отправляются завоевывать их поселения. Обычно такие битвы заканчиваются плачевно: дракон, как правило, побеждает, а уцелевшие и обнищавшие гномы уходят, куда глаза глядят. Изгнание длится до тех пор, пока не найдется герой, способный победить дракона. Таким героем чаще всего становится кто-то из людей (вспомните хотя бы “Хоббита”, в котором врага гномов дракона Смога убил человек по имени Бард). Кстати, именно тут скрыты корни недружелюбия между гномами и людьми. Ведь люди, как правило, убив дракона, присваивают его сокровища себе, а гномы, продолжая считать эти сокровища своими, не останавливаются ни перед чем, чтобы вернуть бывшую собственность.

Но все эти распри между гномами и другими народами забываются перед лицом общего врага, и тогда образуется настоящий союз.

Дворфы, карлики и гномы: путаница названий
Героями древнескандинавской и германской мифологии были дверги/цверги (dvergar/Zwerg), в английском варианте - дворфы (dwarf), в академическом переводе на русский - карлики или карлы. Слово “гном” возникло только в 16 веке. Его изобретение приписывают алхимику Парацельсу. “Гносис” на греческом - знание. Гномы знают и могут открыть человеку точное местонахождение скрытых в земле металлов. Гномы Парацельса - духи земли и гор, в противоположность им цверги и дворфы - существа вполне материальные.

В русский язык слово “гном” пришло в конце 18 века. В нем слились значения, которые в английском передаются двумя разными словами, “gnome” и “dwarf”. На русский оба слова обычно переводятся как “гном”. Это верно для обыденной речи и переводов детских сказок, но спорно для переводов произведений Толкина, в основу которых легли древние и средневековые тексты (Толкин использовал оба английских слова в своих произведениях, причем в разных значениях).

Такой подход ошибочен и при переводе произведений других авторов, пишущих в жанре фэнтези, и в случае с переводом различных компьютерных и настольных игр в фэнтези-мирах. Однако в силу традиции переводчики продолжают использовать слово “гном”.

Перумов и Сапковский - чей гном лучше?
В современной фэнтези-литературе гномы разных авторов могут сильно отличаться друг от друга. Сравним гномов, обитающих на страницах романов Анджея Сапковского и Ника Перумова.

Сапковский разделяет низкорослых бородачей на краснолюдов (польский аналог слова dwarf) и непосредственно гномов.

Краснолюды Сапковского напоминают нам гномов Толкина. Необыкновенно выносливые и сильные - они отличные воины, сражающиеся в основном тяжелыми топорами, кистенями, а также не брезгующие мечами. Все краснолюды носят бороды, которыми очень гордятся. Женщины краснолюдов некрасивы, но сильный пол этой расы считает их самим совершенством, и ревнует по поводу и без повода.

Краснолюды живут кланами, в которые входят преимущественно родственники, имеющие одно клановое имя (фамилию). Права молодых краснолюдов в клане всячески принижаются. Они не имеют права высказывать свое мнение по каким бы то ни было вопросам, и во всем должны подчиняться старшим.

О гномах, как о народе, известно меньше. Росточком они невелики, мимика их смешна и карикатурна, а носы у них ужасно длинные и острые. Гномы живут родами, отгородившись от проблем всего остального мира. Гномы Сапковского по своей натуре “технари”, и им можно приписать множество интересных изобретений.

Таким образом, гномы из “Ведьмака” очень похожи на гномов (gnomes) из Dungeons & Dragons, а краснолюды - на дворфов (dwarves) из той же игры. Гномов и дворфов D&D мы рассмотрим ниже, а пока отметим, что Сапковский, скорее всего, сознательно использовал фэнтези-штампы из этой ролевой игры (с которой он, безусловно, знаком) в своих романах.

Профессии и гномов, и краснолюдов обычно связаны с металлургией, горным промыслом, иногда с торговлей или ремеслом наемника. О магии гномов и краснолюдов автор не упоминает, видимо, подразумевая то, что оба народа достаточно далеки от магического искусства.

Перед тем, как перейти к перумовским гномам, следует добавить, что ни гномы, ни краснолюды не пользуются особой любовью у людской расы. Из-за такой дискриминации они не могут вступать в гильдии и цеха, а также, кроме простых налогов, обязаны платить еще и дополнительные пошлины.

Гномы Перумова не обложены непосильными налогами, да и вообще совершенно не похожи на гномов Сапковского, скорее напоминая краснолюдов последнего.

На первый взгляд гномы Эвиала (мир, где происходят действия серии “Хранитель Мечей”) ничем не примечательны: крепенькие, круглолицые, обычно рыжебородые. Из ремесел гномы предпочитают горное дело, они отличные кузнецы и неплохие... алхимики. Особенности перумовских гномов начинаются именно с алхимии, уже позже выясняется, что они еще и магией балуются, а женщины их очень даже симпатичны, что вообще в голове не укладывается...

Начнем с описания жилища среднестатистического гнома, представляющего собой смесь кузницы, оружейной и, что главное, алхимической лаборатории. Везде баночки, колбочки, горелки и груды магических книг. Делаем вывод, что гномы Эвиала - практикующие маги. Нет, конечно, им далеко до эльфов, но заговор оружия, предсказание будущего, лечение - все это им вполне по силам. Забавно, что при этом гномы все равно магию терпеть не могут, считая ее источником всех бед. Вот такие причуды у маленького народца.

Последнее, о чем мне хотелось бы здесь сказать, так это о гномьих женщинах. Ник Перумов, наверное, первый автор, который сделал их привлекательными. В этом нам позволяет убедиться описание гномы (женский род от слова “гном”) по имени Эйтери. Она невысока ростом, у нее широкие плечи и бедра, узкая талия, и пышные длинные волосы, не хуже эльфийских. А главное - у нее нет бороды....Вот за это Перумову отдельное гномье спасибо!

D&D: целых две расы
Итак, мы добрались до Dungeons & Dragons, самой популярной на сегодняшний день ролевой системы в мире. Трудно представить ее без двух колоритных рас, таких, как гномы (gnomes) и дворфы (dwarves). Последние, будучи большими любителями пива, как две капли воды похожи на толкиновских гномов. Поэтому поговорим сперва о них.

Дворфы и гномы из онлайновой ролевой игры World of Warcraft.

Дворфы известны своей воинской доблестью, и большой и чистой любовью к элю (дворфы пьют до битвы для поднятия духа, а после - обмывая блистательную победу). Магию они, напротив, недолюбливают, но при этом способны противостоять ее воздействию. Дворфы дружественно относятся лишь к тем, кто сумеет завоевать их доверие (а это сделать совсем не легко), лишь им они могут подарить что-либо из своих сокровищ, столь бережно ими хранимых. Дворфы любят тяжелую работу и совсем не понимают шуток, остается лишь удивляться, как им удается отлично ладить с забавными гномами. Помимо гномов, дворфы дружелюбно настроены по отношению к людям, полуросликам и полуэльфам. Иногда проникаются уважением даже к эльфам, хотя обычно считают их взбалмошными и непредсказуемыми. Дворфы склонны к добру, поэтому ненавидят орков и гоблинов.

Анатомически дворфов описывают как крепких, широкоплечих гуманоидов, ростом от 120 до 140 см, кожа у них светло-коричневая или красноватая, а глаза и волосы темные. Непременным атрибутом дворфа является шикарная борода. Они взрослеют где-то к 50 годам, а общая продолжительность жизни составляет около 400 лет.

Королевства дворфов находятся глубоко под землей. Именно там, в подземных кузницах, появляются на свет чудесные дворфовские изделия, а в шахтах они добывают драгоценные камни и металлы, среди последних особо ценится мифрил (который в D&D пишется так: mithral). То, что дворфы не могут достать сами, они приобретают в ходе торговли.

Поклоняются они Морадину, Кователю Душ, разговаривают на дворфийском языке и используют руны для письма.

Гномы
Гномы известны как отличные техники, алхимики и изобретатели. Вероятно, гномам удалось добиться таких внушительных результатов во всех перечисленных ремеслах благодаря собственной любознательности. Гномы мечтают все опробовать на собственном опыте, они постоянно изобретают полезные вещи. Любопытство гномов не ограничивается научными изысканиями, порой, идя на поводу у собственного интереса, гномы устраивают различные розыгрыши лишь для того, чтобы пронаблюдать за поведением жертвы. Нередко такого рода шуточки не остаются для них безнаказанными - не все в состоянии по достоинству оценить изощренный юмор гномов. Наиболее проказливых гномов называют “трикстерами”. Многие ошибочно считают их злыми, но это не так, скорее, они просто слишком хаотичны.

В отличие от дворфов, гномы более терпимо относятся к колдовству, предпочитая работать с магией иллюзий. Многие известные барды и кудесники происходят из племени гномов.

Несмотря на внешнее дружелюбие, гномы по-настоящему близки лишь с дворфами, с которыми их объединяет любовь к драгоценностям и к механике, а также с полуросликами, которые могут по достоинству оценить их проказы. Большинство гномов подозрительно относятся к тем, кто выше их ростом, а именно к людям, эльфам, полуэльфам и, тем более, полуоркам.

Росточком гномы меньше дворфов, около 90-110 см, имеют цвет кожи от серо-коричневого до красно-коричневого, волосы у них светлые, а глаза голубые. Непропорционально большой нос является отличительной чертой для представителей этого народца. Борода у гномов не в таком почете, как у дворфов, и многие ее сбривают. Взрослеют гномы в возрасте 40 лет, а живут до 350 лет.

Обитают гномы в лесистой местности, под землей, но обожают бывать на поверхности, радуясь окружающему их живому миру. Дом гнома обнаружить совсем непросто, обычно жилище надежно спрятано при помощи иллюзий, поэтому вход в дом гнома открыт только для званых гостей - врагам там делать нечего.

Главный бог гномов - Гарл Сияющее Золото, Бдительный Защитник. Говорят гномы на языке, слегка отличающемся от дворфийского.

Насколько известно редакции “Мира фантастики”, в русском издании ролевой игры Dungeons & Dragons (готовится компаниями “Хобби-игры” и АСТ) раса dwarves будет переводиться как “гномы”, а gnomes - как “карлики”. Весьма оригинальное преодоление переводческих трудностей: с одной стороны, следование традициям классических переводов Толкина (толкиновских dwarves всегда по-русски именовали “гномами”), с другой стороны, слово “карлики” явно заимствовано из переводов скандинавского эпоса.

Разработчики D&D одними из первых разделили подгорный народ на две расы: дворфов и гномов. Причем каждая из получившихся рас оказалась самобытной, обладающей запоминающимися неповторимыми свойствами, обычаями и характером.

Этнография D&D: дворфы и гномы
За десятилетия своего существования ролевая система Dungeons & Dragons подробно описывала расу гномов и ее отдельных представителей. Причем настолько детально, что выходили толстые руководства, целиком посвященные гномьему народу. За 30 лет, пока версии базовых правил сменяли одна другую, было выпущено не менее 10 полноформатных книг, полностью посвященных дворфам или гномам.

Это как общие описания рас, так и история дворфийского и гномьего народа в одном из миров D&D, например, на Кринне (Dragonlance) или в Фэйруне (Forgotten Realms).

Warhammer: армия, на которую можно положиться
На сегодняшний день существует множество фэнтезийных военно-тактических игр, и вселенную каждой из них трудно представить без расы гномов. А тяжелее всего представить без них самую известную и популярную вселенную - Warhammer. Здесь гномы по своей известности уступают, возможно, лишь эльфам, да и то, если бы эти слова услышал любой из гномов, он бы ни за что с ними не согласился.

Экскурс в историю

Гномы, являясь народом весьма вспыльчивым и обидчивым, уже на протяжении более 4000 лет ведут кровопролитные войны. Некоторые из этих войн были начаты по вине самих гномов (например, война с эльфами), а некоторые являются безусловной агрессией со стороны других рас. Вследствие именно такой непрекращающейся борьбы с гоблинами и скавенами (крысолюдами) империя гномов постепенно стала приходить в упадок. Многие гномьи твердыни пали и перешли в руки врага. Но, несмотря на это, гномы продолжают сражаться, и их империя пока еще достаточно сильна.

Основные владения гномов расположены среди скалистых пиков Гор Края Мира, ведь именно там был основан первый оплот гномов. Однако во время расцвета империи гномов многие гномьи кланы расселились по всей территории Старого света. Именно так возникли новые поселения. Среди гномов-переселенцев можно выделить следующие группы: Гномы Черных Гор, Гномы Серых гор и весьма колоритные Гномы Норска, известные отличными от остальных обычаями и языком (частично перенятыми у Людей Норска) и умением потреблять большое количество горячительных напитков (но к этому люди Норска уже не имеют никакого отношения).

Также в одну группу можно объединить и тех гномов, что, покинув родные края, поселились в городах и селах Империи и Бретонии. Труд таких гномов высоко ценится людьми. Ведь именно гномы принесли в Империю порох и содействовали основанию Инженерного колледжа. Гномы из старых оплотов считают многих из переселенцев предателями, но совершенно напрасно, ведь, даже живя среди людей, гномы-переселенцы строго блюдут традиции.

Военное дело
Теперь поговорим о военной тактике гномов. Родство гномов с камнем наблюдается не только на бумаге, но и на деле. Армия гномов дает вам все, что только можно ждать от пехотных подразделений, но при этом она не выиграет ни одной гонки. Впрочем, этого и не требуется. Недостаток подвижности гномы с лихвой компенсируют стойкостью. Они крепки, как скала. Также крепок и основной военный принцип гномов: “Так сражался твой отец, отец твоего отца, и его прадеды. Так должен сражаться и ты”. Этот девиз сразу дает понять: гномы не терпят нововведений в военном деле.

Основной костяк армии гномов составляют гномы-воины, арбалетчики и громовержцы, их дополняют элитные отряды: убийцы и молотобойцы. Мобильными отрядами гномов являются добытчики и рейнджеры. Из приведенного “реестра” заметно, что у гномов нет кавалерии, впрочем, было бы удивительно, если бы она была. Гномы - дети земли, они должны чувствовать ее под собой. Вспомните того же гнома Гимли: на лошади он с трудом ездил даже вдвоем с Леголасом.

Что же армия гномов, кроме потрясающей стойкости, может противопоставить ударной кавалерии других рас? Отличные боевые машины. В Warhammer’е, как и в других игровых вселенных, гномы не только отличные бойцы, мастера искусства ковки металлов, но и превосходные изобретатели. За технические новшества гномов отвечает Гильдия Инженеров. Многие гномы-воины не очень жалуют инженеров, но, тем не менее, признают, что изобретения гильдии полезны (особенно огненная пушка и многоствольная пушка-орган). Огненная пушка - поистине смертоносное оружие, способное наносить огромные повреждения на близкой дистанции. Выстрел из нее можно сравнивать со взрывом. Пушка-орган (ударение на “а” - “орган” как музыкальный инструмент) не менее смертоносна, но имеет иной принцип действия. Гномы могут стрелять из всех ее стволов сразу, поражая большее количество врагов.

Особо стоит упомянуть о самом странном детище Гильдии Инженеров - гирокоптере. Эта летающая машина несет большие крутящиеся лопасти, приводимые в движение паровым двигателем. Она может взлетать с маленькой площадки и расстреливать врагов с помощью паровой пушки. Лишь самые отважные, или, как скажет кто-то, безумные гномы летают на гирокоптерах и образуют отдельное элитное подразделение, названное Летающим корпусом Короля. Этот элитный отряд выполняет разведывательные функции.

Армия гномов - это войско, на которое можно положиться. Отвага и решимость воинов безгранична, их вера в возрождение империи гномов - искренна.

В честь гномьего племени назван популярный английский журнал “White Dwarf”, посвященный играм от компании Games Workshop (производитель Warhammer’a). Само название журнала таит в себе двойной смысл и игру слов. Требовалось придумать изданию такое имя, чтобы оно ассоциировалось и с фэнтези, и с научной фантастикой. “White Dwarf” в переводе на русский - это не только вполне фэнтезийный “белый гном”, но и “белый карлик”: астрономический термин, обозначающий горячую звезду тускло-белого цвета.

Как и в случае с другими фэнтези-расами (орками, гоблинами, эльфами), дизайнеры вселенной Warhammer демонстрируют в образе местных гномов апогей фэнтезийного гротеска. Анфас гномий боец выглядит, как квадрат: ширина плеч с низко посаженой головой равна росту воина. При этом огромные клинки и лезвия секир, которыми размахивают гномы, непропорционально велики.

Гномы-берсерки часто идут в бой полуобнаженными, их головы украшают почти казацкие чубы, а гипертрофированную мускулатуру обильно покрывают священные татуировки.

Другие гномы
Компьютерная индустрия дала немало для углубления образа гномов (да и вообще всех традиционных фэнтези-рас). Так, зная, что в игре есть эльфы, мы почти наверняка можем сказать, что там есть и гномы... Конечно, рассматривать все игры, где присутствуют гномы, мы не будем, поэтому подробно остановимся на тех, в которых гномье племя показано наиболее оригинально.

Вселенная популярной серии The Elder Scrolls (о ней кстати, можно прочитать в рубрике “Врата миров”) гномами не кишит. По официальной версии гномы (двемеры) безвозвратно исчезли в Первую Эру, оставив после себя лишь свои механические изобретения. Известно, что двемеры не практиковали магию, заменяя ее техникой.

В игре мы можем встретить множество двемерских машин (чаще всего, настроенных враждебно по отношению к игроку, и тем самым доставляющих ему массу неприятностей), и только одного гнома... Живет он на острове Морровинд, в башне Тел Фир.

Совсем не так грустно обстоят дела в Warcraft 3 или в многопользовательской онлайновой игре World of Warcraft. Роль гномов в Warcraft 3, прямо скажем, невелика - “придаток” Альянса (одной из основных сил в игре) по технической части, то есть у гномов нет собственной чисто гномьей армии. Вертолеты, самоходные мортиры, орудийные расчеты и, наконец, мушкеты - всем этим Альянс снабжают гномы. По сюжету игры гномам полагается лишь один герой, Мурадин Златобородый, да и он появляется на ничтожный срок.

В рамках онлайновой игры World of Warcraft стоит рассмотреть две расы: гномов и дворфов. Представители этих родственных народов совершенно не похожи друг на друга. Дворфы, живущие в крепости Айронфорж - это невысокий, очень выносливый народ. Они, пожалуй, самые надежные союзники людей, помогающие им при любой угрозе. Дворфы Айронфоржа неплохие изобретатели, но не идут ни в какое сравнение со своими братьями - гномами. Именно последние достигли заоблачных высот в области радикально новых технологий и создании чудес инженерной мысли. Ранее гномы жили в удивительном техногороде Гномеране, но во время войны с Пылающим Легионом город был утерян, и уцелевшие изобретатели были вынуждены просить убежища у дворфов.

Высокий уровень технологического развития гномов в Warhammer’e (пороховые пушки, паровые машины и даже летательные аппараты) - далеко не предел для нашего подгорного племени. Достижения гномов в области науки и производства в отдельных фэнтези-вселенных действительно впечатляют. Например, в технологично-фэнтезийном мире настольной тактической игры Mage Knight гномы, входящие в повстанческий альянс и борющиеся с Империей людей, строят гигантские паровые танки с крупнокалиберными пушками, изобретают кремневые пулеметы и снайперские винтовки с оптическим прицелом. В бою их поддерживают роботы (!) на паровой тяге, которых, по фэнтезийной традиции, величают “големами”.

А в компьютерной ролевой игре Arcanum (2001) гномы шагнули вообще в другую эпоху: научились пользоваться электричеством, построили паровозы, прорыли метро и путешествуют на дирижаблях. Они нашли общий язык с людьми и полуросликами, и теперь гномья экономика тесно завязана на сотрудничество между расами. Основа бюджета гномьего социума строится на добыче полезных ископаемых в промышленных масштабах (в том числе драгоценных камней и металлов).

Наиболее оригинальная трактовка происхождения гномов предлагается в знаменитой игровой киберпанк-вселенной Shadowrun. В ней гномы (как, впрочем, и эльфы) являются продуктом глобальной мутации, в начале 21 века разделившей человечество на несколько конкурирующих рас.

* * *
Гномы пользуются такой же популярностью у любителей жанра фэнтези, как эльфы или орки. А возможно, и большей! И пусть они не так красивы, как первые, и не так колоритны, как вторые. Может, тяжелая жизнь научила их не высовываться? Слишком уж много было желающих поживиться их сокровищами и использовать их мастерство в своих корыстных целях!

В этой статье мы постарались проследить эволюцию гномов: от первобытных цвергов и королей-карликов, через кхазадов Толкина, до дворфов и гномов из D&D и компьютерных игр.

Чтобы написать эту статью, мне пришлось ознакомиться с большим количеством материала, досконально разобраться в гномьей истории и в их нынешней жизни. В итоге я стала с куда большим уважением относиться к этому маленькому, но гордому народу. А вы?

Игры про гномов обычно связаны с копанием шахт, добычей минералов и отличным юмором, присущим этой забавной бородатой расе. Иногда попадаются и совсем необычные проекты – про космос, защиту башен и войны с опасными существами.

Мы собрали лучшие игры для ПК в подборку, так что листайте дальше, тут есть из чего выбирать.

1. Deep Rock Galactic – вчетвером против космических врагов

«Deep Rock Galactic» – кооперативный научно-фантастический шутер про четверку дварфов, спускающихся в опасные подземелья далекой планеты. Игра на русском языке.

Видео игры Deep Rock Galactic

Геймплей мясной и драйвовый, подземелья полностью разрушаемые, монстры разнообразные. Очень рекомендуем.

  • Сайт игры: https://www.deeprockgalactic.com/

2. We are the Dwarves – космическая дварфийская экспедиция

«We are the Dwarves» – затягивающая тактическая стратегия про троицу боевых дварфов, отправляющих в поисках нового дома-планеты.

Видео игры We are the Dwarves

Умные противники, непредсказуемые опасности и отличный звук. Отдельно стоит отметить картинку – игра смотрится стильно и атмосферно.

  • Сайт игры: http://wearethedwarves.com/

3. Craft the World – песочница с выживанием

«Craft the World» – исследование большого плоского мира, явно созданного под вдохновением от «Terraria», строительство жилища и уничтожение обитателей пещеры.

Видео игры Craft the World

Стройте и копайте, копайте и стройте, воюйте и не забудьте о корме и одежде для подопечных. И позовите друзей, в кооперативе интереснее.

  • Страница в Steam: http://store.steampowered.com/app/248390/

4. Dwarf Tower – минималистические перестрелки с другом

«Dwarf Tower» – инди игра, напоминающая старый добрый «Морской бой» и «Червяков» одновременно.

Видео игры Dwarf Tower

Простой на первый взгляд геймплей быстро затягивает, но онлайна игре не хватает, так что рекомендуем сразу приобретать версию для друзей.

  • Страница в Steam: http://store.steampowered.com/app/335100/

5. The Dwarves – классическая фэнтезийная RPG

«The Dwarves» – RPG, основанная на фэнтезийном романе «Повелитель гномов», хорошо известном за рубежом, но пока, к сожалению, не особо популярном у нас.

Видео игры The Dwarves

Игра создана со скромным бюджетом, так что локациям немного не хватает масштабности, но интересная история и боевка вытягивают этот недостаток.

  • Страница в Steam: https://store.steampowered.com/app/403970/

6. Gnomoria – большая пиксельная песочница

«Gnomoria» – что-то вроде упрощенной копии «Dwarf Fortress», строительная стратегия с непрямым управлением.

Видео игры Gnomoria

Глобальная цель отсутствует, так что задача игрока – просто создать самую крутую крепость и продержаться так долго, как это вообще возможно.

  • Страница в Steam: http://store.steampowered.com/app/224500/

7. Gnumz: Masters of Defense – tower defense с гномами

«Gnumz: Masters of Defense» – толпы врагов пытаются завладеть сокровищами из шахт, и только вы можете им помешать. Ничего нового, но сделано качественно.

Видео игры Gnumz: Masters of Defense

Но постараться все же придется – прохождение кажется простым только на первый взгляд, на высоких уровнях приходится много думать.

  • Страница в Steam: http://store.steampowered.com/app/371460/

8. Dwarven Brawl Bros – бодрый локальный мультиплеер

«Dwarven Brawl Bros» – веселый двухмерный экшен про 2-6 гномов, уничтожающих друг друга всеми доступными способами. Внимание: одиночная игра и мультиплеер отсутствуют.

Видео игры Dwarven Brawl Bros

Это милое веселое инди, не особо известное у нас из-за отсутствия русской локализации. И зря, обратить внимание стоит.

  • Сайт игры: http://store.steampowered.com/app/367260/

9. Miner Meltdown – драйвовые бои шахтеров

«Miner Meltdown» – вроде бы как не про гномов, а про обычных шахтеров, но в этом случае особая разница незаметна.

Видео игры Miner Meltdown

Стильная двухмерная картинка, веселая музыка и много фана, да и с онлайном пока проблем нет.

  • Сайт игры: http://minermeltdown.net/

10. Dwarven Valley – первая в мире MMORPG про гномов

«Dwarven Valley» – первая игра, предлагающая развитие и выживание в мире, заселенном только гномами. Ну и их врагами, конечно.

Видео игры Dwarven Valley

Игра разрабатывается инди студией с громким именем Dmitry Medvedev и планирует выйти позже в 2018 году.

  • Страница в Steam: http://store.steampowered.com/app/741340/

Подобрать лучшие игры про гномов оказалось не так-то просто, при всем обилии проектов про эльфов, драконов и богинь, трудолюбивые бородачи почему-то оказываются несправедливо забытыми. Вам же тоже кажется это несправедливым?

Легенды о гномах очень популярны в Европе. Да и по всему миру. А в России? Оказывается, и на наших просторах нашлись места подземным крошкам. Например, в Сибири. Или на Урале. Там не только их тоннели находили. Сибирских гномов люди звали «чучками» .

Андрей ПЕРЕПЕЛИЦИН, руководитель межрегиональной группы изучения тайн и загадок Земли и Космоса «Лабиринт» , который сам с коллегами отправился по следам сибирских гномов:

«…На 7 вер. от Кунгура по направлению к Перми по Пермскому тракту есть под камнем большое отверстие, в которое может свободно пройти взрослый человек. В пещеру устроены небольшие копанные ступеньки. По народному преданию, в пещере этой проживали когда-то «чучки» — мелкие люди…»

Шаманская бляшка. Такие изделия отливали представители чуди. Не себя ли изображали?

Так писал в 1925 году в статье «Неисследованная пещера» местный краевед М.А.Блинов, надеясь, видимо, на то, что необычной пещерой заинтересуются ученые. Увы – надежды не оправдались: в последующие годы пещеру не только не изучили, а вовсе потеряли. Только в 1990-х годах известный пермский спелеолог Игорь Лавров, обнаружив статью Блинова, решил разыскать пещеру чучек. По словам энтузиаста, сделать это было непросто – слишком большие изменения произошли в указанном районе. Только в 2002 году вскрылся ведущий под землю ход…

Увы – хотя пещера, получившая название Бабиногорская, оказалась весьма интересной и разветвленной, с подземными озерами – следов пребывания в ней в древности людей пока обнаружить не удалось. В том числе и «копаных ступенек». Что, впрочем, неудивительно: даже если пещера опознана правильно, то прежний вход в нее ныне перекрыт оползнем…

Однако Бабиногорская пещера — не единственное в Пермском крае место, где по преданиям жили таинственные чучки (кстати, Игорь Лавров выяснил и значение этого слова – в Х1Х веке оно означало «чумазые»). Упоминания о них можно найти в литературе, правда, весьма скудные. Так, в выпущенном в 1970 г путеводителе по Уралу буквально в одной фразе упоминается гора Чучек в нескольких километрах от города Суксун. Добравшись до этого соседнего с Кунгуром райцентра, проходим по домам. Вначале нас ждет облом – коренных жителей почти не осталось, живущие недавно в лучшем случае знают только название высотки. Предания о ее легендарных обитателях помнила только Анна Ивановна Третьякова.

Бляха. Человекоптица. 13-14 в. Бронза. 6,2/3,8 см. Верхнее Прикамье Пермской области

— Карлики там жили, их чучками звали! – сходу заявила собеседница, пояснив: — Нет, самих чучек даже в старые времена никто не видел, есть только предание, что ушли они отсюда, когда русские на Урале поселились и их увидели… Но то, что маленькие они были – точно! С вершины горы к речке лесенки из камня были сделаны, вот такой высоты ступенечки (женщина разводит руки на высоту ладони). Несколько было лесенок, я сама их видела! Мой мужик покойный всегда их расчищал. Сейчас-то их, наверное, позатянуло землей, там наверху все разворотили, корчевали лес… Да и речка от горы давно отошла, она наш берег подмывает. Как-то лет пятьдесят назад точно напротив горы Чучек берег обрушился: открылись срубы и тоннель. Все удивлялись, приезжали какие-то люди, изучали, сказали, далеко идет. Потом приехали с аквалангами, полезли и – как они нам сказали – исчез ход: обвалился…

Попытки навести среди уральских спелеологов и спелеодайверов справки насчет «подводного тоннеля» привели к обескураживающему результату – никто из них исследования в районе горы Чучек не проводил, и не слышал о таких… Точно так же и археологического ее изучения вроде бы не проводилось. Однако предания про живших когда-то низкорослых людей, то ли вытесненных, то ли выбитых народами-переселенцами, бытуют не только в Пермской области, напротив, распространены на Урале очень широко, хотя именовали карликов по разному:

— Был такой низкорослый народ — чудаки. Они себя, когда новое население пришло, живьем закапывали. Под Харино такое место есть, вроде их могилы. Там любой покажет. Летом на Троицу туда народ приходит, поминает их – просвещал меня молодой охотник в Коми-Пермяцком округе.

Этнограф, ныне редактор Кудымкарской газеты Елена Ивановна Коньшина обобщает:

— Таких рассказов у нас много ходит. Сама записывала. Обычно говорят, что карлики эти, чудь, как чаще их называли, сами себя хоронили, когда завоеватели пришли: копали яму, ставили на столбах крышу, подрубали столбы… Были долго слышны стоны и плач из-под земли. До сих пор туда люди каждый год приходят. Предками чудь не считают, но все равно уважают. На месте одной их «могилы» даже крест поставили.

Известный знаток уральских преданий П.П.Бажов про низкорослых людей слышал с детства, а жил он на юге нынешней Свердловской области: «Чаще всего говорилось о «старых людях». Эти «старые люди» натаскали тут всякого богатства, а потом, как наши пришли в здешние края, эти старые люди навовсе в землю зарылись, только одну девку оставили смотреть за всем». «Стары люди вовсе маленькие были. Они ходили под землей по одним им ведомым «ходкам» и «знали все нутро». «Стары люди – это не русские и не татарва, до них здесь жили».

Гномы, зетте, сиды, чакли, донбеттыры…

Вообще говоря, легенды о карликах-рудознатцах издавна бытуют по всей Евразии, только называют их по разному: гномы, зетте, сиды, чакли, донбеттыры… Однако уральские предания наиболее реалистичны: подземные жители здесь вовсе не «мальчики с пальчики»: рост их просто немного ниже, чем у обычного человека, обычная оценка: с «подростка». Получается, вполне реальные африканские пигмеи даже ниже легендарных подземных жителей! Да и «духами», выходцами с того света этих детей подземелий на Урале никогда не считали – просто умелый, искусный, но физически слабый народ, вытесненный завоевателями под землю. Из легенд и преданий можно даже выяснить особенности их общественного устройства и культуры. Так, необычно большое число дев-правительниц может говорить о матриархате у чучек. Не чуждо им и имущественное расслоение:

«Сирты (так называют наших героев ненцы) живут теперь внутри земли, потому что они не могут выносить света солнца, они имеют свой язык, но понимают и язык ненцев. Однажды ненец, роясь в земле, напал на пещеру, в которой жили сирты. Один из них сказал: «Оставь нас в покое, мы боимся света и любим мрак земли, но здесь есть ходы, ступай к нашим богачам, если ты ищешь богатства, а мы бедны.» Самоед побоялся идти темными ходами и снова завалил открытую им пещеру*. (* Н.А.Криничная Предания Русского Севера)

Богатые и бедные — все как у людей! Так может, подземные карлики и относятся к роду людскому?

Таинственные невидимки

За легендами часто стоит пусть искаженная, но реальность. Я попытался поискать возможные следы чучек/чуди/старых людей не только в фольклоре, но и среди археологических данных – и их оказалось немало. Однако разрозненных и, как правило, несистематизированных. Еще известный академик Симон Паллас, по заданию Петра составлявший географическое описание Российской Империи, писал о «чудских копях» и даже о найденных в них предметах обихода: рукавичек и сумочке. Чуть позже в том же веке уже российский академик, Иван Лепехин писал:

«Вся самоядская земля и нынешний Мезенский округе наполнена запустевшими жилищами некоего древнего народа. Находят оные на многих местах, при озерах на тундре и в лесах при речках, сделанные в горах и холмах наподобие пещер с отверстиями, подобными дверям. В сих пещерах обретают печи, и находят железные, медные и глиняные обломки домашних вещей и сверх того человеческие кости. Русские называют сии домовища чудскими жилищами. Сии запустевшие жилища, по мнению самоедов, принадлежат некоторым невидимкам, собственно называемым по самоядски «сирте».

Особенно же впечатляет загадка «чудского литья». По всему Уралу найдены даже не тысячи, а десятки тысяч так называемых «шаманских бляшек»: литых медных и бронзовых миниатюр, изображающих животных и людей в удивительно экспрессивных позах. В 1910 году один из первых российских археологов А.А.Спицын выпустил целый атлас с рисунками таких вещиц. Изучают их и современные археологи: бляшки есть во многих уральских музеях. Искусствоведы даже термин ввели: «Пермский звериный стиль». Удивительно, но в Средневековье культура их резко исчезает: на южном Урале чуть раньше, на Северном чуть позже. Бесспорно, под влиянием пришедших на Урал переселенцев – тюрков и русских. Куда исчез целый народ древних металлургов? Археологи, с коими я говорил на эту тему, пожимают плечами: часть могла быть перебита, часть ассимилирована. Однако все полуподземные жилища чуди выглядят скорее покинутыми, заметных следов битв нет. Куда же ушли их обитатели? Иногда потомками чуди, ушедшей в глухую тайгу, называют современных хантов и манси – однако, по моему, геометрические орнаменты их вышивок не имеют ничего общего с «пермским звериным стилем».

А вдруг правы легенды, и чудь ушла не в леса, а под землю? Тем более, что опыт сооружения полуподземных жилищ и устройства рудных шахт у этого народа уже был накоплен изрядный. Да и прецеденты имеются.

Однако, если остатки подземной чуди дожили до наших дней – почему они не идут на официальный, так сказать, контакт? Здесь остается только гадать: может быть, подземные вожди доходчиво объясняют подданным, что на поверхности людей на сковородах жарят, можно придумать и другие причины… А может быть, чудаки и в самом деле уже полностью исчезли… Во всяком случае, ясно – инициатива в поисках их следов (а может, чем черт не шутит, и самих карликов) должна принадлежать нам, «верхним людям». Вместе с друзьями, я уже много лет мечтаю о серьезной экспедиции на Полярный Урал. Тем более, что некоторые предания указывают точное местонахождение «пещер чуди».

Однако дилетантизм в таком деле недопустим! В поисках должны принимать участие не только спелеологи, но и археологи, этнографы, в конце концов, переводчики с языков малых народов… Плюс ко всему – места те весьма малонаселенные. Так что займет экспедиция много времени и влетит в не слишком большую, но все же неподъемную для любителей «копеечку». Может быть, интерес к поискам, грозящим открыть новые, неизвестные и неожиданные страницы отечественной истории, особенно истории Севера, проявят спонсоры из числа расположенных в интересующих нас районах нефтегазовых фирм?

Гномы, это воинственные и суровые подземные жители. Занимаются ремеслом, куют мечи, ищут сокровища. Не смотря на закрытость их мира, всегда рады гостям, если только они не пришли забирать их сокровища.

Мы привыкли называть гномами живущих под землёй воинственных карликов. Этот стереотип сейчас широк принят в фэнтези, - в книгах, и в фильмах, и в играх… Так, откуда пошло современное представление о гномах?

Многие образы в фэнтези, - переработанные архетипы из мифов. Уже в древних сказках человек называл подземелья и горы обиталищем духов, трудолюбивых карликов, мастеровитых волшебных существ, создающих оружие и артефакты.

В Эдах из скандинавско-германской мифологии они были свартальфами, или карлами-цвергами.

Свартальфы, - это нижние, тёмные альфы, они живут в нижних мирах, противопоставляются своим светлым собратьям, верхним альфам, живущим в Альвхейме мирах, намного выше по Мировому Древу, и ближе к владениям асов.

Свартальфов боги создали из могильных червей в трупе великана Имира (из которого, собственно, и возникла в Эдах Вселенная). Хотя исходя из происхождения они ассоциируются с чем-то нижним, и тёмным, недобрым, свартальфы и цверги не являются носителями абсолютного зла. В однозначное зло нарекли всех языческих духов пришедшие на смену язычникам христиане.

Напротив, в мироустройстве жители нижних миров должны играть определённую функцию, в конце концов, для того, что бы у дерева выросла крона, нужны крепкие корни. В чём-то эти существа даже являлись хранителями сокровенного знания, так как гномы создали многие “из величайших и мощнейших предметов, таких как цепь Глейпнир, которая удерживает Фенрира, молот Тора Мьёльнир, корабль Скидбладнир, копье Одина Гунгнир, кольцо Драупнир, волосы для богини Сив. Локи соперничал с нижними альвами, мешая им создавать чудесные вещи, так как заключил пари на свою голову, что гномы не смогут выполнить заказ.”

Так получилось, в Европе языческие верования разных народов пересекались друг с другом. Разумеется, это потом повлияло на общность культурного пространства и общности многих существ для европейцев.

Был целый класс чуждых человеку существ, все эти фейри, феи, дивный народ, эльфы. В более ранних сказаниях эльфом мог быть и более поздний по сказаниям гном, который живёт под землёю. Какие-то из этих духов были благожелательны, добры для людей. Другие являлись коварными и жестокими по природе.

В сказках Европы часто различные волшебные существа (разделение которых по “народам” случилось позднее) наказывали за зло злых людей, и вознаграждали за добро добрых.

На картинке сокровища Нибелунгов передают победителю:

В германском “Сказании о Нибелунгах” так назывался целый народ хранителей сокровищ под землёю. В результате всех приключений король Зигфрид захватил страну этих карликов и сам стал хранить их сокровища. Потом прозвище “нибелунги” перешло уже к бургундам, убившим Зигфрида. Так Нибелунги перестали быть гномами, в дальнейшем в сказании так называли хозяев проклятого клада подземников.

А русское слово “гном”, которым мы называем подземников изобрёл Парацельс в XVI веке. Тогда познание человека и мира было тесно связанно с алхимией и оккультизмом. И многие процессы, происходящие в физическом мире объяснялись с ненаблюдаемой метафизикой.

“В алхимии и оккультизме гном - это дух земли как первоэлемента, земная элементаль. Парацельс описывает гномов как существ ростом в две пяди (около 40 см), крайне неохотно вступающих в контакты с людьми и способных двигаться сквозь земную твердь с такой же лёгкостью, как люди перемещаются в пространстве. Схожее описание можно найти в работе Виллара 1670 года, где, однако, гномы представлены как друзья человека, готовые с радостью помочь ему за небольшое вознаграждение.”

В эпоху романтизма в литературе гномы уже стали вполне собирательным образом. Примерами могут послужить гномы у братьев Гримм, в Белоснежке, в Путешествии Нильса. И эти волшебные гномы послужили прототипом для декоративных фигурок “садовые гномики”.

Эти подземные существа, и переработанные из них в фэнтези “гномы” называются по разному. Мы говорим “гном”, произнося именно европейское алхимической обозначение.

“Немцы называют этих существ «цвергами» (zwerg), англичане - «дворфами» (dwarf). Слово «gnomus» или «gnome» в английском обозначает только элементалей Земли и садовых гномов - декоративных скульптур. В языках романской семьи ни «цверг», ни «гном» не прижились: во французском языке гномов называют nain, в Италии - nano, оба слова означают «карлик» и происходят от греческого «νᾶνος» - «крошечный». В других европейских языках есть свои слова, не связанные ни с одним из этих корней - «краснолюд» (польск.), «Kääpiö» (финск.), «Trpaslík» (чешск. и словацк.), и др. В начале XIX века, наряду с «гномом», в русской литературе часто встречался вариант «карла».”

Так что, в зависимости от мира современного фэнтези в нём могут существовать одновременно народы и гномов, и карлов, и дварфов, или же, они могут являться в том мире синонимами.

Обычно, английское “dwarf” у нас переводят как “ гномы”, они хорошие кузнецы, рудокопы и оружейники, ростом менее человека, но сильнее физически и хорошие воины.

“gnome” переводят как “карлик”. Карлики меньше гномов, и более склонны к механике и изобретательству.

На дальнейшее развитие образа гномов повлияли произведения Джона Р. Толкина и Клайва Льюиса Кэррола. В Властелине Колец и в Хрониках Нарнии гномы представлены уже не волшебным мистическим духом, а вполне реальным, материальным народом, таким же, как могут быть живущие под властью правителя люди, или говорящие медведи и волки.

Толкин вывел современные представления о многих фэнтезийных существ, создал современный нам образ. В нём орки, и гномы, и эльфы существа, живущие на одном физическом уровне с человеком.

В Сильмариллионе считается, что гномы, это дети Алуэ. Алуэ хотелось дождаться прихода в мир Арды Детей Илуватара (эльфов и людей), потом он создал своих существ из камня. Существа оказались несовершенным, и не имели души, своей воли и разума. Алуэ хотел уничтожить творения, но они внезапно запросили пощады. Эру сжалился над Алуэ, и вдохнул жизнь в этих гномов. Тем не менее, семь Праотцов Гномов уснули в дальних пещерах, и должны были пробудиться лишь с появлением эльфов. От семи праотцов пошло семь родов гномов, но в книгах Толкина обычно речь идёт лишь об одном клане, Длиннобороды, или народ Дурина, которые населяли город Казад-Дум в Мглистых горах, и проснулись в Гундабаде.

И так многие привычки и поведения гномов Арды перенеслилсь в фэнтези. Они стали обычным народом, существом, которого легко можно встретить в друзьях, или врагах у героя.

Дальнейший вклад в оформление фэнтезийных существ внесла знаменитая ролевая система D&D, т.е. Dungeon&Dragon созданная в 1974 году Гэри Гайгэксом и Дэйвом Арнесоном, и позволяющая разыграть в настольной игре ролевое приключение для живых игроков, руководствуясь определёнными правилами.

Понятно, гномы и орки, многие другие существа и противники были детально описаны в Руководстве Мастера по игре, для облегчения взаимодействия с персонажами. Описания этих существ потребовало создание фона и разработки истории.

Сейчас будет цитата из википедии:

“Во многих книгах и игровых сеттингах, основанных на архетипах ролевой системы Dungeons & Dragons - таких как Forgotten Realms, Dragonlance, WarCraft, существует разница между расами гном (англ. gnome) и дворф (англ. dwarf). Как правило, при отсутствии принципиальных сюжетных препятствий и тех, и других переводят как «гном». В тех случаях, когда различие необходимо, его можно подчеркунть переводом, переводом (например, в «Шаннаре» Терри Брукса, где эти народы враждуют).

Различия между двумя понятиями невелики, но постоянны:

Dwarf - существо небольшого роста, коренастое и очень сильное, у мужчин, как правило, густые бороды. Народ дворфов живет обычно в горах (под горами), славится кузнецким мастерством и боевым искусством. Таких существ чаще всего изображают в виде низкорослых викингов. Им также приписывают владение рунной магией.

Gnome - очень маленькое существо, иногда бородатое или с усами. Гномы обитают глубоко в подземельях, где копят сокровища. Во многих мирах с элементами стимпанка, гномы изображаются талантливыми инженерами-техниками, создающими сложные механизмы, порох и оружие, дирижабли или даже вертолеты. А также изобретателями зеркал, в том числе и волшебных. Один из первых примеров таких гномов - гномы-механики Кринна (Dragonlance) и Лантана (Forgotten Realms). Также эти гномы могут владеть магией волшебников и чернокнижников, иногда изображаемые как лесные маги.

Эти различия уходят корнями не столько в мифологию, сколько в ролевую систему Dungeons & Dragons, где народы описаны именно таким образом.

Вообще, дворфы - низкий, коренастый народ, их легко узнать по размеру и осанке. В среднем они от 4 до 4 1/2 футов ростом (1,2-1,4 метра). У них румяные щёки, тёмные глаза и тёмные волосы. Дворфы могут жить более 400 лет. Обычно дворфы угрюмы и неразговорчивы. Они увлекаются тяжёлой работой, и их мало заботит юмор. Они сильные и храбрые. Они любят пиво, эль, мёд и более крепкие напитки. Их главная любовь, однако, драгоценный металл, в частности золото и мифрил. Они ценят самоцветы, особенно алмазы, и непрозрачные камни (кроме жемчужин). Они не слишком любят эльфов, и испытывают лютую ненависть к оркам и гоблинам.”

Сейчас, в соответствии со стимпанк-модой гномы становятся изобретателями технологий, сторонниками наук и прогресса, создают множество новых фэнтезийному миру вещей, начиная от ружей и дирижабля, и заканчивая паровым боевым роботом.

Соответственно, сейчас в фэнтези гномы стали символом технически развитого, стремящегося к прогрессу народа Подземья.

Есть гномы и в фэнтезийном Вархаммере, и со стороны местные гномы выглядят специфично, суровы, брутальны и пафосны, впрочем, это обычное дело для Вселенной Вархаммера.

Первый раз я познакомился с игровыми гномами в Icewind Dale. Великая игра про обитателей заснеженных гор и подземелий под ними. Потом уже были двемеры из Морровинда, одновременно и механики и мистики, оставившие после себя много чего необычного по всему Вварденфеллу.

Как-бы не изменялся их образ, во многом гномы остаются харизматичными существами Подземья. Надеюсь, вышеприведённая информация поможет Вам вдохновиться, и написать свои тексты о гномах.

Если Вас заинтересовала данная тема, приходите на лонгмоб «Подземелья и гномы»

Уже есть первый текст, но очень нужны и другие отважные покорители подземелий!

Маленьких подземных духов в разных странах называли по-разному. Иногда они похожи на мирных домовых, но в горах они живут в подземных пещерах и охраняют земные богатства. Cамые известные персонажи из этой серии - гномы. Имя свое они получили относительно недавно, в XVI веке. Слово это латинско-греческого происхождения - "геномос" в переводе с латыни означает "подземный житель", а в переводе с греческого "гносис" - "знание". Считается, что слово "гном" изобрел алхимик Парацельс, для того, чтобы обозначить дух земли как первоэлемент или как земную элементаль. Но это название прочно утвердилось за сказочными карликами, в первую очередь, из германских и скандинавских мифов. Историческое же их название в древнескандинавском - дверг , в немецком - цверг , в анлийском - дворф . А также древними их прототипами были нибелунги, нижние альвы и кобольды. Все они живут под землей и в пещерах, носят бороды и часто колпаки, славятся своим богатством и мастерством ювелиров и кузнецов.

Но самые древние упоминания о них известны в Египте и Финикии. В Египте маленькие патеки представляли собой уменьшенную ипостась Птаха, бога подземного мира и смерти, по совместительству он, соответственно, все знал и о подземных сокровищах. Патеки, их называют еще патейкосами , владели магией, искусством перевоплощения, а также они создавать магические ювелирные украшения, которые в Египте обязательно наделялись особыми свойствами. Амулеты в виде маленьких кривоногих карликов были очень широко распространены и в числе различных защитных функций защищали также и от змей. Патеки, как и ящерки, служили Хатхор - бирюзовой госпоже. . Так что не исключено, что маленькие колдуны пришли вместе с людьми на север Европы и в Скандинавию из самой Африки. А по дороге оставили след по всему евразийскому северу.

Известны подземные карлики и под другими именами. Гном в Ирландии - лепрекон, в Англии - брауни , в Бельгии - кабутер (на фламандском - клейнманнекен ), в Голландии - скритек , в Германии их зовут еще эрдманейн . В Польше - скрат или краснолюдек, в Сербии и Хорватии - патуляк или керек , в Болгарии - дудже , Венгрии - мано , Испании - дуэнде . Прусских гномов звали каукис (kaukis), исландских - вуттир (vuttir), в Японии - тенгу (tengu). Барбегази (barbegazi) - гномы с большими ногами во Франции и Швейцарии. Популярны также норвежские зетте, ирландские сиды, лапландские чакли. Мегалитические сооружения - дольмены на Кавказе строили лилипуты-бицента Еще есть гмуры и гомозули. Предания о подземных карликх распространены практически на всех континентах, вплоть до Австралии и Полинезии. Наверняка еще не всех назвала. Русский этнограф А.Н.Афансьев в своей работе "Древо жизни" писал "у лужичан карлики называются людки: это подземные духи, обитающие в горах, холмах и темных пещерах.. Людки - искуссные музыканты, любят танцы и являются на сельские праздники. За услуги дают подарки, а когда бывают раздражены, отплачивают злыми шутками". Любимые всеми домовята - их родные братья))

Кельнским гномам посвящен этот фонтан, найден

До сих пор не до конца понятны сказания о чуди - а между тем, кроме легендарной подземной чуди, обладавшей колдовскими способностями, был и народ, который жил на большой территории и оставил о себе память в топонимике, вспомним хотя бы Чудское озеро. Может быть в легендах причудливо перемешались представления о народе и о его верованиях? На Севере Урала, да и по всему евразийскому северу археологи находят чудские землянки и бронзовое литье, в первую очередь чудь связывают с разработками медных рудников, ну и как вокруг всех древних рудокопов вокруг чуди много легенд, в которых о них говорится как о колдунах и знатоках подземного мира. В одном из уральских заповедников - Таганай есть гора Круглица, которую считают эзотерической, вроде бы там можно встретить подземных карликов. Я уже не говорю о Бажове, собирателе уральских сказов и о Хозяйке Медной горы. А в Монголии, между прочим, до сих пор сохранился обычай, по которому для Хозяев гор и дорог ставят специальные жертвенники - обо, складывая холмы из камней и украшая их высокими древками и ярко-синей тканью. И сегодня эти забавные персонажи продолжают вдохновлять писателей, скульпторов и художников.

Гном из парка Мирабель в Зальцбурге отсюда

Лемпреконы - ирландские гномы. Их предок - бог Лак. Ушли под землю, когда пришли кельты. Каждый лепрекон владеет горшком золотых монет. Священное дерево - терновый куст.